(c) Андрей Кураков

Отсюда

Дайвинг на Баренцевом море

11–15 июня 2009 г.
Автопробег по Норвегии, северное побережье Варангер фьорда
Олени, горы, крабы и… овцы!

Фотографии
тут
тут
тут

Поездка началась 10 июня в 22 часа, закончилась 6 утра 15 июня. Общий пробег получился 3565 км. по отличным асфальтовым дорогам (весьма помог круиз-контроль). Нырнули, вытащили краба, увидали совершенно безумные наземные ландшафты, побывали на глубине 88 метров под водой вместе с машинами.

А теперь по порядку.

Началась поездка много раньше — в середине 2008 года с идеи «а не съездить ли нам на Беренцево?». А отчего же и не съездить? Нашлось много желающих и советчиков, мы уже скребли в затылках, как доставлять на место такое количество народа… Ехать было решено на 12 июня — чтобы использовать традиционные объединения празднников. При проработке выяснилось, что на выбранные даты на Северах совсем не жарко (окрытием, конечно, для нас это не было), интересное безлюдное место — Дальние Зеленцы, дорога туда есть, но последние километры лучше идти с подготовленными машинами…

В начале 2009 года количество желающих увеличилось, несмотря на все кризисы и прочие препоны… Никого не останавливала жизнь в палатках среди сугробов… Появилась перспектива экскурсионного взаимодействия с местной оборонкой. Пограничники сняли все запреты — для визита достаточно было иметь Российский паспорт.

И вот осталось две недели до назначенного времени. На строгий вопрос об участии в поездке записавшиеся желающие делали большие глаза и виноватый вид… Выяснилось, что реально готовы поехать человек восемь. Всплыли интересные подробности: дорога до Зеленцов была завалена снегом и не чистилась, температуры там держались соответствующие, а на последний десяток км знающие люди рекомендовали взять с собой сэндтраки.

И тут в наши головы пришла счастливая мысль — а чего это мы зациклились на Зеленцах? Понятно, что приграничная часть Мурманской области закрыта военными, а дальше Зеленцов дорог нет. Но ведь у Баренцева моря есть и Норвежское побережье! Быстрый взгляд на карту, визит на ViaMichelin.com и Google — а ведь только плюсы! Как ни странно — пробег меньше, дороги лучше (вы не представляете — НАСКОЛЬКО!), большое количество кемпингов. Смущало отсутствие дайв-центров (должна же быть какая-то причина?!) и отчетов о поездках в те места продвинутых путешественников. Но последние соображения никогда не могли повлиять на наши решения и планы были изменены за один день — едем на северный берег Варангер фьорда!

Искателей Приключений в итоге получилось пятеро (Маргарита и Андрей, Оксана, Алексей Гр. и Евгений Ф.). Шенген был у всех. Разместились на двух машинах: «Кузе»(L200) и Volvo XC90. Продукты максимально взяты в России (основными продуктами была тушенка,гречка и картошка, 100% верный выбор!) Взяли с собой палатки, двойной комплект спальников, дайверскую снарягу, баллоны и компрессор, комплект зимней одежды, газовый обогреватель, газовые плиты, посуду и т. п. Обычный набор «Искателей» Веревку и альпинисткую обвязку решили не брать

Выехали в стандартное для нас время — после работы — в 22 часа 10.06.09. Экипажи пересеклись на «Лукойле» перед Сайменским каналом, последний раз заправились дешевой соляркой, перекинули часть снаряги из Кузи в Вольво (в Кузе просто негде было сесть пассажиру!) и отправились. Тут же были остановлены погранцами на мосту через Сайменский канал — какой-то новый пост. Проверили загранпаспорта и отпустили с миром.

Границу пролетели без задержек, пообсуждали наше количество снаряжения с таможней (они просто любопытствовали). В 01:20 легли на трек кемпингу Хюхтиниеми в Лапеенранте. В 01:50 заехали на ABC ViipuriPorti — добрали молочно-плюшечно-сосисочных изделий

11.06:09 02:30/245 (здесь и далее — дата, московское время и километраж от дверей дома) — приехали в кемпинг Хюхтиниеми. На вопрос — куда бы нам впятером заселится менеджер ответил, что хостел весь занят, но есть котеджик на 4-х. Пятого можно положить на матрас, матрас он может дать. Мы радостно согласились, своих матрацев у нас аж две штуки, вместо белья у нас во множестве были спальные мешки, а перспектива ставить палатки еще час нас не очень прельщала. В итоге заплатили 45 евро за все и через 15 минут желающие опробывали матрас, койки и пиво Птицы уже начали утреннее щебетание, от сумерек не осталось никакого следа, а спать хотелось очень-очень…

11.06:09 10:15/245 Стартовали на Норвегию! После продолжительного завтрака, утреннего душа, небольших переупаковок багажа и заваривания тонизирующего чая с лимоном в термоса. Ехали по Гармину (Garmin Mobile XT 5.00.50 + Дороги России 5.13 + Europe 2009 NT) с визуальным контролем по атласу Европы (куплен в Финляндии в 2008 году, есть координатная сетка для использования GPS, очень удобная штука). И полетели! Дороги — одно удовольствие! Часто вспоминали Мурманское шоссе — без сожаления! Периодически заезжали на ABC-шки — пили кофе, дозаправка, туалет.

11.06:09 13:00/443 ABC Varkaus
11.06:09 16:00/692 ABC Kajaani — пообедали финской ушицей (на молоке), отдохнули и продолжили движение.
11.06:09 20:30/950 Ranua
11.06:09 21:30/1047 В районе Rovaniemi пересекли Полярный круг. Теперь Солнце имело полное право не заходить за горизонт — но его практически не было видно — периодически шел дождь, было пасмурно. По мере продвижения на север холодало. А количество листвы и травы на окружающих пейзажах убывало — мы потихоньку выезжали из лета в раннюю весну. Через дорогу периодически перебегали зайцы. Стали попадаться олени прямо по обочинам. Видели лося.

11.06:09 23:05/1172 SedawKyla
12.06:09 02:00/1375 Inari. Дорога усыпляла — ехали в дремоте. Встали на какой-то стоянке — поспали часик.
12.06:09 05:00/1500 По вечнозеленому светофору мимо домика таможни проехали границу Финляндия-Норвегия. Дороги стали чуть хуже — поуже и асфальт менее ровный. Но многим городским Питерским дорогам далеко до этих заштатных дорожек! Дремота возобновилась Тем более, что по окрестностям начали бродить овцы… Попытки их пересчитать приводили к немедленному засыпанию…

12.06:09 06:48/1626 Прибыли в кемпинг Vestre Jacobselv. Тишина, ресепшен открывается в 9 утра по местному (минус 2 часа от Питерского). Идет дождь, наружная температура +5°C. Народ по поводу постановки палаток энтузиазма не выказал Почитали бумажки на ресепшене. Одна из них на арглийском языке гласила — «Если увидите коттедж с ключами в замке — заселяйтесь. Расплатитесь утром.» Невероятно! Огляделись — ближний к нам 4-х местный коттеджик оказался с ключами!!! Зашли, огляделись — 2 двухярусных койки, пристенный топчан у стола, стол, электроплита, посуда, электрическое отопление. Надпись с просьбой оставить коттедж чистым на четырех языках, включая русский! Народ с криками «Ура!» принялся осваивать территорию. Попили чайку с плюшками, минтовки для сугреву и завалились спать.

Утро у нас началось в 13 часов питерского времени или в 11 местного. Не спеша встали, поплескались в прохладной воде местного душа (наблюдался массовый исход кемперов, а водонагреватели накопительные), и приступили к завтраку. Температура за бортом коттеджика держалась в районе 5 градусов. но дождя уже не было, что несколько улучшало настроение Решительно завершив завтрак (который грозил перерасти в обед, а затем и в ужин), выдвинулись на покорение окрестностей. Дайверскую снарягу прихватили с собой. Так, на всякий случай…
Пока собирались, подошел хозяин кемпинга, сходили на ресепшен, заплатили 900 NOK (примерно 4500 руб. На пятерых за двое суток- очень по божески!).
Кемпинг расположен всего в 17 километрах от Vadso. Доехали быстро, несмотря на ограничение в 80 км/ч. Попробовали сунуться в туристический информационный центр — практически никого. Лежит стопка брошюрок (в том числе и на русском), некоторое количество аборигенов непонятно чем занимается за компьютерными терминалами. В итоге выяснилось, что для туристов центр работает с 15 июня (несмотря на круглогодичное расписание на его сайте). Эти же аборигены дали номер телефона местного дайв-центра, который на звонки не отзывался (да и не нужен он нам был, так, для подстраховки).

Пошли пешком бродить по центру. Уютный городишко, чистый, с налетом норвежской небрежности. На площади перед сельссоветом стоял памятник оленю, а напротив него на газоне на гнезде сидела чайка. На попытки ее сфотографировать — взлетела — под ней оказался птенец. До тротуара — полметра! Поспешно ретировались…

Достаточно много «норвежцев» с абсолютно черной кожей — большой процент эмигрантов-негров. Как в Финляндии полно индийцев и вьетнамцев, так здесь, похоже, негров.

Вышли к причальным стенкам. Рагружался траулер, у другой стенки стоял рыбачок с портом приписки Калининград. На глубине метров до 2 отлично просматривалось дно. И по дну… ползали камчатские крабы! Мы поняли, что нам будет, чем занятся на дайвинге. Вернулись к машинам, переехали по мосту на городской остров — уже с мыслями о поисках места входа в воду. Заглянули в музей дирижаблей — закрыто, открывается к приходам круизного парохода. Зато увидели причальную мачту (настоящую!), у которой когда-то стоял дирижабль Нобиле — именно с Вадсо он уходил и возращался в своих экспедициях к Северному Полюсу.

На «морской» стороне острова уперлись в шлагбаум на дороге к морю с надписью по-русски: «Проезд запрещен». Надпись была только на русском языке! 8–0 Как-то не любят нас здесь? Побродили пешком — место интересное! И нырнуть здесь можно — но прыгать по камням со снарягой далеко. И без нырялки есть на что посмотреть — при беглом взгляде на камни казалось, что мы опять на Санторини, в Греции — явственно виделся пепел, лава и прочие атрибуты вулканической деятельности. Только немножко постарше… По отливной полосе водорослей пробежал какй-то зверек — вроде белка… Морская белка?

Пока бродили по острову — нашему взору открылась панорама города во всей красе. В том числе и дорога на самую высокую точку окружающих гор — там стояла радиорелейная вышка. Стала ясна цель наших дальнейших передвижений!
Потыкались в несколько улочек — и в конце концов выехали на господствующую над городом сопку. По мере подъема по склонам побывали в тундре и на берегу тундрового озера. Присутствовали все атрибуты — карликовые деревца, кочки, характерная растительность. А вот на уровне моря пейзаж больше похож на каменистую степь — камешки, жесткая трава, ползучие растения. А на сопке — опять степь. Город и другой берег Варангер фьорда были перед нами как на ладони. А развернувшись в противоположную сторону увидели… зиму! По склонам лежал снег до самого горизонта, с небольшими проталинами. В бинокль (а у нас был с собой нормальный бинокль!) среди этого безобразия стали видны десятки коттеджиков и осознались масштабы открывшейся нам панорамы. Очень красиво и необычно!
Подступило пресыщение впечатлениями… Потихоньку поехали в сторону «дома» (но выбирая подъезды к воде!). Полная вода должна была наступить в 20.10 местного времени.

«Дома» попили чайку и потихоньку потянулись к заранее выбранному съезду к фьорду. Он был замечен на «околице» поселка, между двух частных участков. Грунтовка оказалась приличной, не доехали до воды метров 50 — уперлись в гряду из булыжников, навороченную морем. Ближайшие участки были еще видны, но в отдалении…

Потихоньку добили один баллон, собрались, оделись. В воду шли расширенным составом — верхняя часть команды состояла из подводного охотника-фридайвера Алексея, нижняя часть — из Маргариты, Андрея и Евгения. Чуть припозднились с заходом — вошли в воду в девятом часу…
Видимость оказалась метров 5 — сказывалось небольшое волнение. Прямо от берега начались заросли ламинарий и фукусов. Заход в воду, кстати, тяжелый — круглые камни очень скользкие. В зарослях сидела всякая живность, паукообразные крабы (их много на Белом море), раки отшельники, и т. п. На одном из плоских камней увидели пинагора — у него был очень печальный вид и мы постарались его не тревожить. Но хотелось крабов… Попался маленький, с ладонь величиной — взяли в руки, попробовали поступить «по науке» — «взять за задние лапы, свести их вместе и он ничего не сможет с вами сделать…» Чихать он хотел на все эти наши попытки! Плотно обхватив руку, со сведенными задними лапами, передними он явно обхватил перчатку покрепче и кажется уже пробовал ее на вкус… 8–0 Кое как стряхнув его с руки, пошли дальше. Ландшафт не баловал разнообразием — пологий песчано-каменистый склон, весь в водорослях. В водорослях — куча жизни.

Наконец-таки Женя увидал «промыслового» краба! Не стали заморачиваться с задними лапами, применили дайверский нож. Ну и развернулись к берегу. По пути увидали большую камбалу, стоящую на голове. Уже на мелководье испытали на себе действие отливного стокового течения — довольно-таки неприятная штука! Урок на будущее — не опаздывайте со входом в воду!

Время дайва составило 40 минут, максимальная глубина 10 метров, температура воды 5–7 градусов. Разделись и через 10 минут сидели в теплом коттеджике, варили краба Хватило всем пятерым… День закончился где-то около 2 часов ночи питерского времени (полночь по местному).
Утро 13 июня началось не очень рано — порядка 11 часов московского времени. На улице вовсю светило Солнышко, денек обещался быть хорошим. Позавтракали традиционной овсяной кашкой (отдельное спасибо Маргарите за самоотверженную готовку!) и выдвинулись. На сегодня мы запланировали доехать до Края Дороги! Снарягу и компрессор прихватили с собой.

13.06:09 14:00/1731. Уже знакомый Vadso проехали без остановки, а через пару десятков километров мы уже были на полуострове Эккерой. Встали на стоянку, пошли оглядываться.
Повсюду стояли информационные таблички — очень удобно — подошел, прочитал и никакой гид не нужен. Мы оказались на немецкой артиллерийской батарее времен Великой Отечественной — по сведениям из табличек здесь находились два очень больших орудия — Пола и Герда, для транспортировки которых и снабжения гарнизона по полуострову была проложена железнодорожная ветка. Дальность стрельбы составляла 30 км. Строили и содержали все 150 Российских военнопленных. В 1943 году орудия были демонтированы и вывезены в Финляндию. Остались бетонные сооружения позиций, укрытия, пещерки для боеприпасов и бомбоубежища. При ближайшесм рассмотрении внутри все оказалось забито льдом.

С вершины полуострова, опять таки по информации с табличек, мы увидели полуостров Рыбачий! А весь южный обрыв оказался весьма населенным птичьим базаром — здесь находилось порядка 40000 чаек! Запах и шум были соответствующими. Оказывается, их яйца поставляются отсюда в рестораны Норвегии в больших количествах. И по склону, и по самому полуострову вяло перемещались вездесущие овцы.
13.06:09 16:00/1731. Попили чайку и выдвинулись дальше. Ехать предстояло порядка 100 км, но мы не спешили. Вокруг было на что поглазеть. Пейзажи, как ни странно, очень напоминали берег Красного моря — полупустыня, песок, колючки, море — такое же синее, яркое Солнце. Температура вот только была порядка 7–8 градусов, временами на склонах лежал снег, да по сторонам дороги виднелись оленьи и овечьи стада…

Через час подъехали к Vardo. Издалека он нам увиделся этаким островом Буяном из сказки о царе Салтане. Игрушечный островок с совершенно странными антеннами и шпилями. Подъезжаем ближе — никакого моста, но навигатор уверенно ведет вперед. Опять паром? Почему на навигаторе нет указания на паромную переправу? Отдались на волю навигатора, едем вперед. И тут видим ЭТО! Дорога уходит в трубу, а труба уходит под землю и не просто под землю, а под море! Тут видим указатель — туннель, 2890 метров и 88 мухов?! Потом до нас дошло — 88 метров под уровнем горизонта! Этакий сухой дайв вместе с машинами и всем скарбом. В тоннеле нормальная двухполосная дорога, освещение, вентиляция, все как положено. Стены местами забетонированные, местами скала. Уши закладывает не по-детски. Выскочили на поверхность на окраине Вардо, встали на стоянку возле туринформэйшена, пошли гулять. Гуляли целый час! За это время прогулялибольше половины города! Неужели рентабельно для такого городка строить такой тоннель?!
13.06.09 17.06 Итак, Вардо! Город микроскопический. Но при этом в нем есть церковь, самая северная крепость, музей поморов, памятник Нансену и Вильяму Баренцу и еще множество всяческих полезных для туристов вещей. Но, все как обычно — не сезон! Туроффис закрыт, магазины с сувенирами закрыты (причем не открылись даже на время прихода круизного лайнера), ресторанчики не работают. Но крепость была открыта, даже были доступны внтуренние экспозиции! Она интересна своей «самой-самой северностью» из крепостей, музеем артиллерии, а еще тем, что в ней побывали все короли Норвегии, начиная с каких-то 1600-х годов. Городок оставил самое благоприятное впечатление…
Традиционно попили чайку (с САЛОМ!) и продолжили продвижение на восток по трассе E75. Миновали 88 muh, пару повротов с горушками и дорога начала сужаться! Вскоре уже не получалось разъехаться со встречными, а их было немало! Приходилось заезжать на расширения, обочину (хотя она была не везде), всячески изворачиваться. Но качество покрытия не менялось — ровный асфальт! А пейзажи! Окружающая местность абсолютно нереальна! Горы, скальные складки, с наклоном торчащие из земли пласты породы, часто выше машины, коридоры справа и слева от дороги, образованные этими пластами. Фантастика! Среди всего этого продолжали пастись олени и овцы. На дороге пару раз встретилисть «противокопытные» мостики из труб, между которыми проваливается копыто — видимо, чтобы стада не перемещались как им вздумается.

Вся эта нереальщина продолжалась километров 50–60. А затем мы приехали в поселок Хамнинберг, на въезде в который стоит памятник судам Колина Арчера. Спустя километр, на выезде из поселка, дорога закончилась! Вот был асфальт, потом метров 10 грунтовки и океан! Конец трассы E75. Как сказал про это путеводитель — «начинается трасса E-75 на Крите, а заканчивается у нас, в Хамнинберге»!

13.06.09 20.00/1840. Впечатленные, мы вспомнили про обед Накрыли в конце дороги стол, сварили российской тушенки с российской гречкой и закусили все это финскими плюшками с чаем. Народ даже вспомнил про дайвинг и взятое с собой снаряжение, но консультация с таблицами приливов-отливов разачаровала — начался отлив, низкая вода ожидалась через 4 часа. Лезть в стоковое течение было как-то неразумно. Пришлось отложить до следующего раза. Погодка стала портиться — несходящее с неба Солнышко заволакивали облака и чувствительно холодало. С сожалением расселись по машинкам и отправились в обратный путь.

13.06.09 24.00/1973 км. Спустя четыре часа неспешного пути, одного заезда в местный магазин за плюшками мы опять были «дома», в кемпинге. Ужин и спать.

Наутро, душ, завтрак, сборы (вещей почему-то было больше, чем при отъезде) и 8.40 мы стартовали домой, по прежнему маршруту. По дороге ничего примечательного не случилось, хотя ехали с удовольствием. Из Норвегии выехали под дождик, по мере продвижения на юг становилось все теплее, обочины и деревья все зеленее, вечером того же дня и кондиционеры пошли в ход.

15.06.09 06.00/3565 км. Прибыли! Через два часа на работу! Но мы сделали это! Понравилось настолько, что включили разведанные места в планируемый автопробег по северам Норвегии на следующий год.

Большое спасибо команде за поддержку и терпение!

И в заключение «шкурный вопрос» — наши затраты составили по 10000 руб на человека (посчитано топливо, гринкарты, продукты и другие общие расходы). Сложили все с двух машин и поделили на пятерых.