Открытая ЗемляПолеОткрытая Земля

Главная | Клуб | Мероприятия | Автомотопробеги | Отчеты | Фото | Календарь | Друзья | Партнеры | Контакты | Форум

Участники: Чирок (Спраде, Любава, Диана), УАЗ Хантер (Фокс, Маффка), Галлопер (Эльф, Маньяк, Иришка), Нива (Эрика, Леся), Субара (Белла, Михей).

Фото: со всех фотоаппаратов по-немногу.

Дали народу 10 выходных… И решили мы не торчать в мокром и бесснежном Питере, а поехать на древние Псковские земли - посмотреть разное интересное, подышать воздухом и - если повезет - поискать попутно разных приключений по бездорожью… Результат превзошел все ожидания - мы нашли все то, что планировали и еще много разного о себе и окружающем мире, о чем и знать не догадывались.

Но по порядку.

День первый. 2 января 2008 года.

Первый день экспедиции отметился серией форс-мажоров. Наш форс-мажор был городским и неинтересным, но он был - и в итоге в первый день в сторону Пскова ушли только две машины (Чирок и УАЗ), унося на борту семь путешественников. Вот они как раз и развлекались на полную катушку. Новогодний Псков встретил их радостным сюрпризом - та дача, на которой мы планировали ночевать в качестве базового лагеря, - накрылась по непредвиденным обстоятельствам медным тазом. Чудесная 300-километровая пробежка по трассе Е 95 закончилась извечным российским "что делать" в придорожном кафе на окраине Пскова…

Пока ребята в Пскове подкидывали монетку куда им лучше податься дальше - в Эстонию или (ну ее нафиг) - в дружественную Белоруссию (ну не возвращаться же назад в самом деле???), оставшиеся в тылу срочно включали мозги. И мозги включились (!). Я вспомнила про существование на этой Земле совершенно удивительной женщины - Огаревой Татьяны Николаевны - с которой познакомилась почти случайно у моих друзей несколько месяцев назад. Я вспомнила, что она приглашала заезжать (!), если будем проезжать мимо (!!!). Слава Богу, друзья мои тоже совы, так что звонок в первом часу ночи выглядит нормально. Вкратце объясняю ситуацию (поняли они ровно половину, но телефон дали). Звоню Татьяне Николаевне (слава Богу, она еще не спит). Первые полминуты она искренне пытается вспомнить, кто я такая, затем…. Короче, к концу разговора у нас есть легенда как найти ее дом в деревне Сигово (малость не доезжая до той самой Эстонии) и кроткая просьба раньше шести утра не приезжать - ибо у нее назавтра намечено очень важное дело далеко от дома, и будильник заведен на шесть ноль-ноль… Радируем это все по каналам сотовой связи в придорожное кафе на окраине Пскова, и с чувством облегчения заваливаемся спать.

День второй. 3 января 2008 года.

Хмурое Питерское утро началось у меня с чувства интуитивного беспокойства. В голове крутились два совершенно несовместимых между собой образа - хрупкая очень интеллигентная женщина и два джипа в боевой раскраске с ордой скифов на борту… которых я сдала друг другу в пустынной псковской ночи… Осторожно звоню Татьяне Николаевне, спрашиваю как самочувствие… И с облегчением слышу в ответ жизнерадостное - "да-да, они меня нашли, ты знаешь, они такие милые - они приехали в три часа ночи, они совсем не хотели меня будить, но когда машины заехали во двор, - проснулись все собаки, и мне пришлось пойти посмотреть что там происходит, - и они были такие усталые - я показала им где баня, они такие умницы - сами протопили и там переночевали… Я сейчас уже уехала, у меня туристы - я им ключ от дома оставила на всякий случай, там Саша присмотрит чтобы все было в порядке"… Представляю все это в красках, прикидываю что бы я сама сказала-сделала в такой ситуации, и мне приходит в голову что этому ангелу во плоти явно должно не хватать чего-то в деревенской глуши из ее прошлой, питерской, жизни. Докладываю, что тоже намерена явиться в гости, спрашиваю чего привезти из Города. Ответ меня потряс до глубины души. Да все у нас есть - разве что буду очень благодарна, если привезешь немного авокадо, черных оливок и хорошего сухого красного вина. Как-то в местной лавочке с этим перебои, а так хочется…

Далее был срочный инструктаж полусонным москвичам, которые пущены пользоваться квартирой в наше отсутствие, лихорадочная заброска шмоток по машинам, рывок в Ленту в поисках означенных предметов (авокадо, оливки, вино) - и трасса Е 95. По дороге подобрали Михея с Лесей и уже на трассе встретили Эльфа. Так дальше тремя машинами и поехали. Доехали без приключений, один раз останавливались в Луге пожевать еду и выпить кофе. Место для остановки выбрали неудачно - WC в кафе был закрыт, т.к. накануне посетители исчерпали его ресурс на минус 100 процентов.

… К деревне Сигово мы подкрались в темноте. К этому времени уже везде наступила зима, и картина увиденная нами была просто классическая : сверкающий в лучах фар снег, и "отец - видишь - рубит, а я подвожу"… ребята честно отрабатывали ночлег. Причем судя по фоткам с их фотоаппаратов - занимались они этим весь день, пока мы беззаботно катались по трассе.

Вкусный ужин (м-м-м, какая душевная была квашеная капуста!), маленький уютный домик… В маленьком домике и уж совсем маленькой баньке 12 человек поместить абсолютно негде - и мы были сданы с рук на руки подруге Татьяны Николаевны, которая согласилась пустить нас на житье в свою мастерскую, а наши машины - в огород. Так мы совершенно случайно познакомились с удивительными людьми, которые здесь пытаются возродить (и успешно!) старинные ремесла.

День третий. 4 января 2008 года.

Холодная ночь в плохо протопленном доме была забыта после чашки горячего кофе на теплой хозяйкиной кухне. Проснулся сам - разбуди коня. Как выяснилось, мороз минус 22, и УАЗ-у пришлось заняться выгуливанием на тросе двух пострадавших - у Галлопера подмерз дизель, а у Нивы - аккумулятор. В итоге все кроме Нивы завелись, и мы поехали смотреть обещанные красивые места.

Первой мы нашли небольшую церквушку. Что это было и как называется - сразу не поняли, т.к. наша машина была единственная в колонне без рации и без GPS. Вылезать на мороз спрашивать было лениво, так что любовались из окошка. Позднее узнала, что это было Залесье - церковь Св.Троицы. Красивая.

Посмотрели, обошли по кругу, едем дальше.

Следующая точка - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Время основания монастыря -15 век. Богатая история, намоленное место. При советской власти не закрывался. В дальних пещерах находятся мощи святых, но нам не повезло - в тот день посещение было не разрешено. Погуляли не спеша, от души. Посмотрели все, что можно было посмотреть. Монастырь действующий, так что пускают не везде. Особ женского пола в штанах заставляют при входе заматываться в юбки. Юбки выдаются там же, при входе.

Выехав от монастыря, заглянули еще посмотреть на эстонскую церковь.

Пока Галлопер пытался заправиться (это была не тривиальная задачка, т.к. дизель в шланге пистолета на колонке превратился в лед), заехали посмотреть еще одну церквушку. Ничего примечательного - типичный новодел.

Едем дальше. Следующая точка - Мальской монастырь. Монастырь находится в лощине на берегу озера, а сверху над ним - горнолыжный курорт. Погуляли по горнолыжной базе, осмотрелись-пофотографировались. Склоны не работали, т.к. не было снега - а так на базе было что посмотреть.

Собственно, к монастырю дорога перекрыта "кирпичом", но кого это волнует? Первым под откос рванул УАЗ, за ним - остальные страждущие. Субара благоразумно осталась дожидаться наверху.

Тем временем наступили сумерки, и мы наконец вспомнили о том, что неплохо было бы уже что-нибудь пожевать. Пободавшись некоторое время на тему что романтичнее - готовить ужин на плохо протапливающейся русской печке (при наличии полного отсутствия большого котелка и чайника) или поужинать в кафе, - повернули обратно в Печоры и чудненько провели время в местечке под названием "Талисман". Кафе вполне может быть рекомендовано для посещения на предмет заморить червячка без риска отравиться.

… На довольный желудок по ледяному проселку едется быстро… С предупреждающими знаками там все по-спартански, поэтому поворот под 90 градусов я увидела можно сказать "постфактум". Спасибо Субарке - мы вписались…

Вечер перестал быть томным сразу же после возвращения на "базу". Выяснилось, что нашу хозяйку некоторым образом беспокоит нашествие варягов на ее святая святых - мастерскую, тем более что под Рождество она ожидает других гостей, и поэтому было бы совсем неплохо, если бы нам повезло найти другой вариант для ночлега. Делать нечего - едем наносить очередной ночной визит к нашей "палочке-выручалочке" - Татьяне Николаевне. Полчаса перелистывания записной книжки и висения на телефоне (кстати, - сотовом, стационарных там в принципе нету) - и у нас есть очередной шанс расширить свое знакомство с сообществом бывших городских жителей, которые уехали на Псковщину дышать воздухом и проводить время в гармонии с природой. В прошлом москвичка, а ныне сельская жительница с красивым именем Гусляна. Имеет пустой в данный момент дом, купленный для мамы. Правда, на телефон не отвечает (видимо, возится в хлеву или еще где по хозяйству). Поэтому нам был выдан телефон и адрес другой девушки, живущей в соседнем хуторе, которая любезно согласилась показать дорогу и выступить нашим посредником при переговорах с потенциальной новой хозяйкой. Залезаем обратно в УАЗ и едем в ночь договариваться.

Гусляна оказалась очень милой застенчивой девушкой. Ее домик - с любовью воссозданный образец старинной псковской избы, с русской печкой (для души) и дровяной плитой (для готовки), с ткацким станком, лежанкой и глиняным горшками на высоких полках под потолком. В хлеву - козы (коров она пока не рискует заводить, т.к. побаивается больших животных, а козы вполне управляемы). Двор охраняет ОЧЕНЬ свирепая собака. Так что нас проводили мимо буквально под конвоем. Пошли смотреть пустующий домик, который для мамы. Домик просто замечательный, двор огорожен каменной кладкой с полукруглыми воротами, во дворе - действующий колодец и большой каменный же сарай. Правда, печь в доме не отремонтирована и с осени не топлена. Поэтому у хозяйки большие сомнения на предмет можно ли ту печь топить и вообще - хотелось бы чтобы дом остался в целости… Респект Паше - он вспомнил свое деревенское детство и очень профессионально проверил многочисленные заслонки, а также произвел пробное разведение огня в печи - нужно было проверить, есть ли пробки в дымоходе и вообще будет ли это устройство функционировать. Эксперимент прошел "на ура", и Гусляна смирилась с судьбой. Мы договорились, что свалимся ей на голову назавтра вечером, а она в свою очередь днем печку протопит, чтобы нам не в промороженный дом приезжать.

Довольные вернулись на "базу". Доложили обстановку. Выпили все пиво, которое было в наличии. Слопали вкуснейшую яичницу, которую Паша умудрился приготовить из промороженных яиц на костре русской печки. Поговорили за жизнь. Сошлись на всеобщем признании, что в поездку подобрались на удивление все "свои" люди. Никто не скандалит, не капризничает, все в меру искренне радуются неожиданностям. Как показало будущее - неожиданностей нас ждало еще мама не горюй сколько.

День четвертый. 5 января 2008 года.

Ночь прошла сильно теплее, чем предыдущая. Может, печка наконец раскочегарилась (мы начхали на технику безопасности и топили ее сколько топилось), или выцыганенное одеяло на мой летний спальник добавило комфорту… Но утро началось вполне оптимистично. Собрались, подмелись, расставили все вещи на свои места, с благодарностью распрощались с хозяйкой - и поехали лопать обещанный накануне горячий завтрак к Татьяне Николаевне. Там окончательно отогрелись, прикончили всю оставшуюся квашеную капусту и получили в довесок замечательную лекцию про историю и современность народности Сето. И еще эксклюзивную экскурсию в частный музей, который Татьяна Николаевна сама создала и хранителем которого она является.

Гвоздем программы на этот день был запланирован Изборск.. По дороге заехали в погост Сенно. Церковь, похоже, отреставрирована, зато звонница поражает своей первозданной нетронутой древностью (16 век). Рядом с церковью - небольшое кладбище и отдельная деревянная колоколенка с большим колоколом. Все окружено каменной высокой изгородью с полукруглыми воротами. Георгиевская церковь обогревается печью-голландкой, видимо в печке какие-то проблемы с дымоходом - внутри был таинственный полумрак, навеянный сизыми облаками дыма. Но храм функционирует - частично отреставрирован иконостас, горят лампадки и есть куда поставить свечку.

Приехали в Изборск, нашли дорогу к крепости. Культурная стоянка перекрыта внушительным шлагбаумом, рядом - ценник. Развернулись, припарковались поодаль не очень культурно, зато бесплатно. Датчик в Субаре показывает температуру за бортом минус 27. Лихорадочно собираю по машине все что есть теплого (намотать на выступающие части тела). У Нивы свои проблемы - не запирается водительская дверь. Пять минут ювелирной парковки - и мы все топаем прочь от теплых салонов, осматривать места обитания неприхотливых прародителей… Инстинкт самосохранения проснулся через 300 метров - местные сувенирные лавочки были удостоены самого пристального изучения, и надо сказать, что носки-варежки из натуральной шерсти пришлись весьма кстати, несмотря на их неправильную конфигурацию и интуристовские цены.

Крепость действительно красива. От 14 века сохранилось не слишком много, но вид с остатков действительно впечатляет. Обзор горизонта на все стороны света в хорошую погоду просто идеальный. Если вспомнить, что наши предки табаком не баловались и вели здоровый образ жизни - при их зрении засечь любой подозрительный шорох с высоты этого монументального холма было легко. Крепость славилась своей неприступностью долгие годы.

Метрах в трехстах под холмом лежит Городищенское озеро, и на его берегу из высокого обрыва бьют Словенские ключи. Спускаемся по тропинке, идем смотреть это чудо. На самом деле чудес оказалось даже два - окутанные морозным кружевом родники и еще само озеро, которое покрылось прочным и прозрачным льдом (снега-то практически не было!). Такое я увидела второй раз в своей жизни (первый был в раннем детстве) - можно было гулять по воде и видеть под ногами подводных обитателей. А еще на противоположном краю озера в большой полынье плавали замечательно красивые лебеди. И они не боялись людей и позволили подойти совсем близко.

Любопытство и прочие эмоции потихоньку вымерзли уже в сумерках. Осталось непреходящее - жажда горячей еды и теплого спальника. При том что новое место ночлега, где можно этот спальник развернуть, - для большинства из нас выглядело совершенно призрачным и неизвестно было каких сюрпризов там ждать. Посему начинаем потихоньку двигаться в сторону новой "базы", завернув предварительно в "Талисман", который еще со вчерашнего вечера оставил в продрогшем организме манящие воспоминания о теплом помещении, городских удобствах и вполне съедобной кухне.

Новый ночлег (хутор Давыдов конец, Печорский район) встретил нас гостеприимно. Полы в доме, конечно, трещат от мороза, но печка уже затоплена, дрова и колодец с водой тоже под рукой. Для парковки машин была отдана на растерзание вполне просторная полянка из-под картошки.

Часа через два большая комната стала приобретать некоторое сходство с вполне жилым помещением. Места там было достаточно, чтобы наша компания расположилась вполне комфортно без риска наступить ночью кому-нибудь на голову. И даже оставалось место "у камина". Сухие дрова в русской печи горят бездымно, жарко и красиво. Не знаю как у других, но у меня это завораживающее зрелище осталось одним из самых ярких и стойких впечатлений от всего путешествия.

День пятый. 6 января 2008 года.

На этот день у нас был запланирован Гдов и ближайшие окрестности, в том числе посещение Лодыгина Двора, где в прошлой жизни находилось родовое поместье Саши Sprade. До Гдова ехать далеко, поэтому подъем и сборы были ранними и достаточно успешно оперативными. Из пяти машин для этой поездки были выбраны только три (Чирок, Галлопер, УАЗ), т.к. дорога от асфальта до Лодыгина Двора - это вовсе не дорога, а вполне себе в меру экстремальная покатушка. Субара была оставлена приглядывать за хозяйством из-за своего низкого клиренса, а Нива - по причине капризов с аккумулятором.

… Окутанное морозной дымкой солнце светило только на нас - оно поднималось из той точки горизонта, в которую упиралась бегущая под ногами Галлопера дорога. У Эльфа много хорошей музыки, но кажется в тот раз было ирландское кантри. Недосып, кофе, теплый салон, удобное кресло и чувство полной безответственности (ну какое у лишенного своей порции адреналина существа может быть чувство ответственности?!) - все вместе звучало в мозгу как торжественная увертюра к интересному и наполненному событиями дню.

Благостный настрой закончился обрывом струны минут через двадцать - когда мы увидели впереди на обочине напрочь обездвиженный УАЗ с четырьмя членами экипажа на борту.

Вот отчего у меня аллергия (выстраданная на собственной шкуре) на отечественный автопром - так это оттого, что оно ломается внезапно и без предупреждения в самый неподходящий момент. Что в данном случае произошло с Хантером, которого Паша холил, гладил и лелеял при каждой остановке, - я описывать не берусь, только знаю что у него что-то умерло в ходовой настолько необратимо, что без хирургического вмешательства передвигаться дальше он был в состоянии только верхом на эвакуаторе.

Дальнейшие много часов до начала Рождественской ночи у всех прошли по-разному. Для начала был поднят на ноги Anton60, который взял дело в свои руки - нашел эвакуатора, выделил место в гараже для хранения нашей недвижимости и дал наводки на псковские магазины уазовских запчастей.

Оставив ребят ждать эвакуатора на трассе, Чирок и Галлопер поехали дальше - посмотреть интересные места в окрестностях Пскова, раз уж так вышло что поездка в Гдов накрылась. Место встречи было назначено в гараже на въезде в Псков с рижского шоссе, куда эвакуатор должен был доставить наш УАЗ.

Мы успели посетить городище Камно. Место имеет богатую историю, как героическую так и чудодейственную. Церковь Св.Георгия, окруженная дряхлыми и не очень могилами, - просто дышит стариной. Подозреваю, что та литургия, которую мы застали при посещении (не забываем, это был Сочельник!), - проводилась по полному канону…

Рядом с погостом находится огороженное высоким забором интересное место. Без комментариев, только фото:

Еще одну забавную штуку обнаружили уже на выезде в сторону Пскова. Отрезок асфальта с вот такой вот сюрреалистической разметкой:

Ведущей машиной в нашей колонне из двух джипов шел Чирок. Проблема заключалась в том, что в этом Центре Управления Полетами образовались сразу две GPS-гравицапы. Траектория движения Чирка отражала все нюансы мучительного процесса поисков оптимального курса на точку встречи с экипажем убитого российским бездорожьем УАЗа. Скажу сразу - совершенно эксклюзивный вид сзади на вибрирующего в поисках истины Чирка держал в полном тонусе весь наличный состав Галлопера в течение последующих полутора суток активного бодрствования.

На точку встречи мы приехали загодя. Особого желания ехать искать еще что-то познавательное не было, т.к. беспокойство за оставленных на трассе ребят давало себя знать. Порешили провести время с пользой - найти место где есть еда, и ждать там. Тут-то и обратила на себя наше внимание некая "Березка", которая ненавязчиво стоит как раз в точке въезда в Псков со стороны рижского шоссе.

Кафе "Березка" достойно отдельного упоминания. Кухня там в целом неплохая и цены в меру гуманные. НО. Если Вы ожидаете сервиса на уровне средней руки питерских едален - лучше про это забыть и заранее настроиться на провинциальную волну. Т.е. будьте готовы априори, что кофе с кофеином (и главное - горячий!) придется добывать путем воспитательных дискуссий с местным персоналом, что для проверки счета Вам несомненно потребуется калькулятор, а также лучше не извращаться с разнообразием в заказе блюд на большую компанию - все приносимое выглядит совершенно одинаково, и корреляция с названием в меню может быть вычислена только путем надкусывания. В дальнейшем мы достаточно удачно посетили это благословенное место еще дважды (в силу его правильного стратегического местоположения). На четвертый раз вышел полный облом - об этом чуть ниже.

Дождались прибытия УАЗа. При помощи веревочной петли и палки затолкали его в гараж. Потратили несколько часов на безрезультатный объезд псковских магазинов автозапчастей. В тех, которые еще работали (Сочельник, короткий день!) - нужных железок не нашлось. Из позитива можно внести в зачет осмотр псковского Кремля "с орбиты". Мы объехали его трижды и видели в разных ракурсах и при разном освещении. Так что наружный периметр был осмотрен досконально.

Бунт на корабле начался в шесть часов вечера, когда стало ясно что ритуальные танцы вокруг УАЗа придется отложить до после Рождества. Вопрос "что делать" заклинил уставшие от долгой медитации мозги, и мы реально чуть не перецапались. С одной стороны - все поголовно уже очень хотели "в баню". С другой - вроде как был план, и ничто не мешает пройти запланированный маршрут при свете фар. Фиолетово, что ничего кроме асфальта не увидим, - зато план выполним.

Распихали экипаж УАЗа по двум оставшимся машинам. Потратили еще час на меланхоличные поиски бани. Ничего достойного не нашли, грустно зависли у края тротуара… Какие страсти бушевали в головной машине, - нам неведомо, но в итоге составу Галлопера был озвучен категорический ультиматум - Чирок либо едет в Гдов прямо сейчас, либо не едет больше вообще никуда. Одобрительное урчание Эльфа решило проблему выбора. Оба пилота хотят ехать вперед, значит и все остальные - тоже хотят туда же.

В общем, радостно сбегали в близлежащий магазин, запаслись хлебом, колбасой и пивом - и в семь часов вечера накануне Рождества стартовали на север, в Гдовский район.

Дорога до поворота на Лодыгин Двор заняла около часа (точно не помню, но по ощущениям где-то так). Собственно поворота как такового в этом месте на шоссе нет. Есть хорошо накатанный съезд с обочины в глубокий кювет. Коник радостно заржал и очертя голову кинулся вниз… Это вот сейчас, сидя на кухне и вспоминая этот момент, я понимаю - момент был в некотором роде поворотным (ну для меня во всяком случае). Я в первый раз попала на бездорожье, причем полет через все это проходил на достаточно большой скорости. Кажется, я успела оценить заботу о Субарке, безапелляционно оставленной дома, а также вспомнить некоторые навыки верховой езды, приобретенные в трех походах по Алтайской "черной" тайге. Ну, закипевший наконец-то чайник я во всяком случае с торпеды поймать успела. В общем, к концу второй минуты прыжков по ямам я поняла, что это та самая очередная заразная болезнь, от которой избавиться не так-то просто. Правда, кайф закончился быстро - такой дороги было всего около 4 км, и вот мы уже на месте.

Деревню Лодыгин Двор нам увидеть не удалось, поскольку было темно. Уличные фонари там отсутствуют как класс, и вообще в деревне если я правильно поняла - из двадцати дворов жилыми в зиму остаются только максимум четыре. Во всяком случае, дети ходят в школу в соседнее село - в Луневщину, где есть единственная на округу начальная школа.

Дом, который мы навестили, - стоит совсем рядом с остатками фундамента от каменной усадьбы. Сама усадьба и ее обитатели сгинули в первой трети прошлого века. Хозяева домика живут трудно и бедно. Работы почти нет, пытаются перебиваться натуральным хозяйством и выращиванием телят на продажу. Но в этом году что-то не срослось, и бычок остался не проданным. Что поразило - при всем при этом они счастливы. Я давно не встречала таких гостеприимных, открытых и искренних людей. Какие ясные глазки у всех их троих детей…

…Напились кофе, наговорились, распрощались с хозяевами и возвратились на трассу. Полночь еще не наступила, Гусляне уже отзвонились чтоб не ждала. В Гдов ехать смысла нет, т.к. в темноте ничего не увидим. Зато есть еще некая "Пещёрка" в деревне Трутнево чуть дальше в сторону Гдова. Едем в Трутнево. Пещёрку не нашли, зато по проселкам и по горкам коник напрыгался всласть. А там уж и подступила вплотную Рождественская Ночь.

Рождественская Ночь, или My Crazy Fucking Friends

Рождественскую полночь мы встретили на броде через ручей в том самом Трутнево. Заодно поздравили наших двух именинников - Дениса и Михея, у которых 7 января День Рождения.

Как нас занесло в то восхитительное место , в котором мы пребывали следующие семь часов,- никто сейчас уже достоверно вспомнить не в состоянии. Я так думаю, что вынести благодарность следует гравицапам. Они намекнули, что рядом есть старая военная дорога (ж/д узкоколейка), по которой можно проехать параллельно трассе в сторону Пскова и выбраться на асфальт чуть дальше той точки, где мы находились. Асфальт действительно уже всем поднадоел, и перспектива проверить проходимость старой дорожки всем очень понравилась. Даже тем, кто плохо себе представлял как это может выглядеть в натуре. В общем, роковая фраза "короткая дорога", - прозвучала…

В общем и целом развлечение получилось незабываемое. Если принять во внимание полное отсутствие лебедок, хай-джеков, траков и даже лопат, - проходимость двух наших джипов вполне можно оценить на пять баллов. Из причиндалов у нас была бензопила (по-моему одна), два длинных острых мачете и буксировочные тросы. Самую большую трудность представили даже не бревна, лежащие поперек дороги, а пара узких и глубоких оврагов, которые заставили съезжать с насыпи в лес и штурмовать потом высокие откосы. Очередной такой овраг оказался непроходимым без постройки моста - и тут я первый раз услышала процитированный вслух конец фразы про "когда кончается экстрим…". Нам пришлось повернуть обратно.

Как я выяснила уже позже - старая узкоколейка в Рождественскую ночь еще и пугала таинственными явлениями, которые ставили в тупик тех, кто уходил в темноту на разведку. Говорят, там были свежие человеческие следы, которые шли параллельно нашей колее и обрывались в никуда. Я, слава Богу, следов этих не видела и вообще услышала про них буквально вчера, - так что мой рассказ нуждается во множественных дополнениях. Уверена, что у всех 11 человек, которые там были, - есть что сказать свое.

В общем, первый цивильный знак ("уступи дорогу"), показавшийся впереди между сосен в семь часов утра, - вызвал всеобщий вздох облегчения. Мы вырулили на шоссе, доползли до ближайшей заправки и там тихо заснули не вылезая из машин.

День шестой. 7 января 2008 года.

Проснувшись часа через три, потихоньку двинулись дальше в сторону Пскова. По дороге остановились осмотреть еще два места. Сначала - Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Особого впечатления не произвел - почти сплошной новодел, денег вложено много, а святости как-то не чувствуется. Но видно, что реставраторы старались.

Следующую достопримечательность проехать мимо было просто невозможно, не отметившись. Памятник Ледовому Побоищу стоит на высоком холме недалеко от въезда в Псков со стороны трассы Р 60.

Желание "в баню" достигло своего апофеоза при виде первых окраин Пскова. И - о чудо! - рекламные картинки и указатели на соответствующие заведения появились сами собой. Заглянули в первое попавшееся, привели своим появлением в восторг хозяев, договорились на трехчасовой сеанс через полтора часа (парилку протопить надо, да?). Уставшие после бурно проведенной ночи организмы настоятельно требовали чего-нибудь горячего, энтузиазма на новые эксперименты не было, и мы поехали опять в "Березку". Там по крайней мере было известно чего ждать… В общем, поесть нам в итоге удалось, правда воспитательные дискуссии с местным персоналом пришлось продолжить.

Вот. А дальше была БАНЯ! Баня была с душем, бильярдом и бассейном. Правда, душ был холодный (воды в водогреях хватило только на первых троих жаждущих), бассейн был грязноватый, а бильярд - малость кривоватый. Зато парилка была душевная… И вообще - нас там никто не трогал и не беспокоил аж три с половиной часа. Все желающие успели и погреться, и поиграть, и помыться, и даже поспать.

В общем, вылезли из бани вполне довольные жизнью, заехали в пару магазинов за тортами и прочим для праздничного именинного стола, - и двинулись в сторону "базы". Бедная наша хозяйка, кажется, была искренне рада нас видеть, т.к. уже не знала что и думать про пропащих постояльцев.

Праздничный стол вышел красивым и вкусным. В ход очень удачно пошли запасы, взятые еще из Питера. Были и гости - приехал проведать нас Anton60. Была и музыка - Эльф поставил самое душевное, что было в его бездонном ноутбуке. И надо сказать, что дом наконец приобрел совсем жилые запахи - было тепло, уютно, пахло землей и картошкой.

День седьмой. 8 января 2008 года

Этот день прошел под девизом "УАЗы не сдаются!". Субарке дали возможность быть полезной - мы утюжили Псков в поисках заветных железок. Нашли искомое почти чудом - в последнем, даже кажется не числившемся в списке рекомендованных, магазине. Нужно было видеть счастливые Пашины глаза, когда он вывалился из этого магазина в обнимку со спасительными коробками…

Дальше счет часов имел разный ритм. Паша в псковском гараже реанимировал УАЗ, остальные в нашем деревенском домике тихо медитировали и наслаждались теплом и бездельем. Где-то в районе десяти часов вечера мы пошли навестить нашу хозяйку - попрощаться, сказать спасибо за гостеприимство и заодно предупредить, что уезжать мы будем скорее всего глубокой ночью. Чтобы не пугалась. Жаль, не захватили с собой фотоаппарат. В домике у Гусляны было что поснимать, хорошие кадры пропали.

Примерно в одиннадцать Паша наконец отрапортовал, что УАЗ снова в строю, и мы начали грузить машины и приводить дом в порядок. А уезжать было жалко… Перед выездом из Пскова попытались попить кофе опять же в "Березке". На сей раз ничего не вышло. То ли мы им надоели, то ли еще что, - но охранник строго ткнул пальцем в бумажку, висящую при входе. В спортивной одежде и в камуфляже после 23-00 - низя. Ну нельзя так нельзя. Метров через двести нашлась шаверма, где было можно, - и кофе у них был ничуть не хуже.

Последнее приключение чуть не случилось уже на самом выходе на трассу до Питера. Там какой-то мост (в темноте не поняла через что), - так на самом въезде на этот мост кусок асфальта справа просто выгрызен полукругом и обрывается в никуда. Мост достаточно темный, и я увидела этот обрыв буквально в метре перед капотом. Про "посмотреть в левое зеркало, а уж потом крутить руль" вспоминать было некогда. В общем - если бы слева кто был, то был бы еще один нежданчик.

Дальше - ничего особенного. Трасса Е 95. Темно, ветер, местами снег, местами - черный лед в колее. Одна остановка на кофе и поесть - в Луге. Потом еще 130 км - то же самое. Хочется спать, хочется наконец уже доехать. На тот момент, когда наша колонна разбегалась в разные стороны (на перекрестке Киевского и Волхонского шоссе), - мне честно говоря было уже все равно. Организм перешел в автоматический режим, и количество оставшихся до дома километров никакой роли не играло.

Приехали домой на Гражданку что-то около семи-восьми утра 9 января. Было совершенно искреннее чувство сожаления, что такая чудесная поездка закончилась. И одновременно - радость от того, что у нас все получилось. Пусть совсем не так, как планировалось изначально. Получилось так, как "карта легла". А она легла удачно.

Bella

17 марта 2008 г.


Главная | Клуб | Мероприятия | Автомотопробеги | Отчеты | Фото | Календарь | Друзья | Партнеры | Контакты