(c) nub1an
Часть 1.
Часть 2.

Кольский п-ов. ЧАСТЬ 1.
Поездка в буквальном смысле на край света планировалась несколько месяцев, собирали по крупицам информацию, карты, треки, заказывали погранпропуска…
И мы сделали это.

 

Расстояние в 2000 км до Мурманска решили разбить ночевкой недалеко от уже знакомого Муромского монастыря на берегу Онежского озера.
На этот раз немного штормило. Несмотря на это кое-кто из нас отважился искупаться.
Перекусили, выспались, съездили непосредственно к монастырю и снова в путь, теперь уже до самого Мурманска.

Дорога представляла собой то отличный автобан, то практически полностью убитый грейдер. Но нашей технике было всё равно, мы ехали постоянно 110-120 км/ч.

Обязательная остановка при пересечении Северного полярного круга и вот мы уже в Мурманске.
Про сам город здесь рассказывать не буду, это отдельная тема.

На следующий день быстро забираем пропуска ПУ ФСБ и в путь, нас ждет Северный Ледовитый Океан!
Сразу после КПП в Титовке мы сворачиваем с Печенгской трассы к перевалу на Баренцево море.

Перевал. Никакими словами не описать его суровую красоту.

Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого (я бы даже сказал водопад) дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки.
В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титовки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препятствия. Так и стал ручей Пьяным.

Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей.
В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая выходит к хребту Мустатунтури.

То тут, то там видны останки упавших с дороги машин. Думаю, зимой здесь весьма небезопасно.

Повсюду уже видны отлично сохранившиеся ДОТы, укрепления. Где-то здесь была линия фронта.
Наконец вдали появляется губа Кутовая, это уже Баренцево море.

Выбираем место ночевки у подножья хребта Мустатунтури. Здесь стояли уже наши войска.
Время два часа ночи, солнце и не думает двигаться к горизонту. Полярный день.
Отдыхаем, наслаждаемся Севером.

Путь наш лежит по западной части п-ова Средний.

Встречаем братские захоронения периода 1941-1944 годов. Только на Среднем их 26.

На некоторых захоронениях работают патриотические отряды, реставрируют. Разговариваем с командирами,  двигаемся дальше.

Подъезжаем к береговой батарее 50-х годов постройки. Заброшенная, но отлично сохранившаяся. Четыре орудийных башни, неразворованные подземелья… Впечатляет, хоть я и не являюсь большим любителем фортификации.

Погода тем временем улучшается, что редкость в этих краях.

Едем вдоль берега, то и дело выбегаем из машин насладиться видами.

Подъезжаем к мысу Земляному. Обрывистые, высоченные скалы слезятся грунтовыми водами.
Между океаном и скалами — пологий зеленый бережок. На нем стоят два каменных столба. Это священные камни саамов. Издавна поклонялся им человек, просил помощи, заступничества, благословения.

Наслаждаемся видами, фотографируем и едем дальше.
Дорогу то и дело пересекают живописные ручейки.

А вот и первый полноценный брод через р.Выкат. Меряем глубину, местами до 2 метров. Но форватер найден 😉

Вдалеке на севере уже виднеется цель поездки — п-ов Рыбачий. Нам туда.

 

Кольский п-ов. ЧАСТЬ 2.

П-ов Рыбачий и хребет Мустатунтури.
Самая северная точка европейской части России, дальше только Северный полюс.
Край тундры, ветров и полярных оленей.

Сразу после перешейка со Средним начинается вполне проезжая дорога.
Местами она идет прямо по затопляемому во время прилива пляжу. Грандиозный вид.

До самой северной точки недалеко. Эта территория была полностью закрытой в течении 60 лет.
Всё что здесь осталось так это действующая станция слежения ПВО и маяк. Самый северный маяк.

Ну вот и добрались. Мыс Немецкий, самая северная точка материковой европейской части России.

Вглядываемся в серую мглу океана, туда вдаль, где больше нет никакой земли.

Под впечатлением огибаем Вайда губу, смотрим как корабль-заправщик закачивает прямо из залива через длиннющий шланг соляру к военным и движемся к мысу Кекурскому.

Здесь северная природа являет себя во всей красе. Идет дождь и дует ледяной ветер с океана.

Всю вторую половину 20-го века п-ов Рыбачий был закрытой военной зоной. Кто здесь только не базировался, ракетчики, ПВО, пограничники, морпехи. В 90-е годы вместе со страной развалился и ВПК. Части были брошены, вооружения вывезены.
Самым крупным гарнизоном на п-ове была Скорбеевка. Туда-то мы и заехали.

Здесь и дома офицеров и казармы, спортивный зал, котельная. Всё что надо для жизни. И всё брошено.

А какие пейзажи неподалеку! Водопад на реке Скорбеевке.

Пятисотка генштаба подсказала, что очень живописным должен быть мыс Б.Скорбеевский.
Стометровый обрыв и отдельностоящая скала на берегу.

А вот и скала. Жаль, что недоумки понаоставляли надписей типа «Вася ДМБ».
Хотя всё равно выглядит впечаляюще.

Дальше едем в сторону Зубовской губы. Дорога представляет из себя каменный триал.
Иногда кажется, что проехать тут невозможно.

Крутые спуски/подъемы

Чередуются с весьма приличными лужами.

И вот мы у цели. Место впадения реки Пяйве в Зубовскую губу.
Здесь нам предстоит найти древние петроглифы и сделать наконец дневку.

Замечательно отдохнули, наблюдали за оленями, собрали грибов, наловили форели… Эхх!

Петроглифы хоть мы и обнаружили, но интереса они уже никакого не представляют.
Почти всё уничтожено копотью костра. И опять надписи вандалов. А ведь их возраст больше чем у египетских пирамид.

Ну да ладно. Пора в путь. Погода опять благоволит нам. Подъезжаем к реке Зубовка.

Говорят, здесь есть заветная яма, куда с моря заходит семга. Затонувшая баржа ей не мешает 😉

Настало время покидать полуостров. Снова дорога, дорога, дорога.

Где-то здесь Defender гнет рулевую тягу. Меняем.
А впереди поселение Большое озерко, самое крупное в настоящее время на полуостровах.

На другом берегу показался хребет Мустатунтури. Осталось обогнуть залив и мы будем прямо на линии фронта.

Снова перевал, только на этот раз мы едем по старой тыловой дороге немцев.
Какого же она качества! Здесь проедет легковушка! А ведь ей больше 60-ти лет.

Это край сейдов. Молчаливые и загадочные свидетели войны.

Хребет Мустатунтури — это гранитные горы с крутыми уступами, поднимающимися у губы Волоковой до высоты 262 метра от уровня воды. Высота, которую Красная Армия не могла отбить 3 года. Всё изрыто окопами, блиндажами, везде огневые точки.
Фотографии ничего показать здесь не смогут, это надо видеть. Приведу лишь одну.
Вот оттуда, снизу, шли наши солдаты наверх, им на голову сыпался свинец. Кто-то падал, кто поднимался дальше. Спрятаться негде.
Они взяли эту высоту.

Уезжали мы из этих мест всё той же немецкой дорогой на Печенгу.

Местами деревянные мосты сгнили, но нас уже было не уже не удивить. Мы ехали домой.

Впереди еще был сумасшедший брод возле Печенги, военные полигоны, плохая солярка и опять Мурманск.

Но в отчете всего не опишешь и не покажешь.
Лучше увидеть это самому.
Чего вам и желаю.

Фотографии на карте тут.

Некоторые фото в этом отчете (с) Stereometria