(c) Maniac_Den Денис Казьмин

19.07.08.

Приехали в Москву в 5.50, собрали байки. Поехали на Чистые пруды-1 позавтракать.
С самого выезда с вокзала у моего байка начались проблемы, цепь на второй звезде почему-то хотела накрутиться дважды и периодически заедала.
Не доехав 700м до места, попали в сильную грозу. Пришлось пережидать в подземном переходе, посмотрели на обдолбанную молодежь в строительных касках и бомжеватого вида таджиков. Около 8.00 были на Чистых прудах. Зрелище так себе: повсюду мусор и грязь. Единственным работающим более менее приличным общепитом оказался Макдональдс. Поставили байки, позавтракали. Еще с вечера решили, что время до поезда проведем на Авто-экзотике. Оставалось только дождаться Мухомора, который должен был нас сопроводить на своем кастом-байке…
Все произошло около 9.00. Мы вышли из Мака, встретили Мухера, поднастроили мой передний переклюк и в бодром темпе двинулись в путь. На втором перекрестке раздался дикий скрежет (в утреннем, разряженном после дождя воздухе, дикий звук ударил по ушам, варварски нарушив сказочную тишину застывших в ожидании разрешающего сигнала машин, на самом центре перекрестка. Мы были в центре внимания! – И.). Съехав на обочину, видим следующее: перекуроченный, оторвавшийся от петуха, задний переклюк жалко болтался на цепи, завязанный на ней в узел. Все это подлежало замене (Отличное начало! – И.). Оставляем Иришку с байками и на метро едем на Сокольский московский велорынок, где к нашему счастью нашлось все необходимое. Купили, поменяли. Время подходило к 12.00, так что на Авто-экзотику смысла ехать уже не было. Поехали кататься по Москве.



К 15.00 приехали на Курский вокзал. Везде ремонт, бетонная пыль, запах краски и народу как… хотя… даже на Красной площади народу меньше. Грузились быстро, в общем полном аврале и суматохе, творящейся на платформе. В результате чего на платформе остался штатив, но об этом мы узнаем уже в Керчи.

20.07.08. Пробег: 15км.

Ехать было жарко, с соседями повезло, таможню проехали быстро, с провозом байков, лежащими поперек 3-их полок, как и написано в инструкции к велочехлам, проблем не возникло.
Прибыли в Керчь около 17.00, собрали байки и поехали на рынок. Большая часть рынка оказалась закрыта. Неподалеку в банке обменяли немного денег (можно было больше, т.к. курс в Керчи один из лучших, но об этом мы, конечно, узнали, только проехав через все побережье Крыма, т.е. в конце нашего нелегкого пути – И.), купили местную симку Life:) турист, в местном супермаркете купили еды и отправились в сторону своего первого объекта Ени-Кале. Но до крепости мы не доехали, т.к. солнце скрылось и начало быстро темнеть. Встали на поле над морем.

21.07.08. Пробег: 45км.

Проснулись (первое утро в Крыму дало понять, что поспать подольше – это не про тут! Чуть ли не с 7-ми часов спать уже невозможно, показывается солнце и начинается жара – И.), искупались в море, позавтракали и поехали к крепости Ени-Кале. Крепость впечатления не произвела, т.к. от нее почти ничего не осталось. Посмотрели т.н. «нижний ярус» у моря, состоящий из главных ворот и остатки стены укрепления на верхушке горы.


Далее поехали в Аджимушкай (в надежде по пути посетить и Царский курган – И.). К нашему несчастью и Царский курган и Аджимушкайский музей были закрыты по случаю понедельника.

Пообщавшись у музея с продавцом военной утвари, подарившим нам патрон военного времени, и погуляв по открытой не музейной части каменоломен, мы отправились в Керчь.
Приехав в Керчь и плотно поужинав, мы осмотрели местные достопримечательности, забрались на г.Митридат (оставив велики внизу под присмотром тетеньки из платного туалета — И.), купили карту Керченского п-ова, т.к. в навигаторе этого куска карты просто не было (как и во многих бумажных картах – И.) и, конечно же, штатив.


Время было много и мы двинули в сторону Курортного. По пути в Войково пытались купить баночку сметаны, но безуспешно. Пришлось купить пива :).
Свернув с трассы «Войково-Курортное» на нужную нам «пунктирную дорогу» поднялись на гору и встали на ночевку прямо на поле, откуда открывался чудный вид на ночную Керчь, а до каменоломен г.Тошкалак оставалось всего 8км.

22.07.08.

Встаем около 07.00. Раньше вставать пока тяжело, впрочем как и спать дальше. Завтракаем и едем к г.Тошкалак. Находим каменоломни, они не большие, думаю ок.20м в глубину. Фотографируем штольни, забираемся на гору, снимаем чудную панораму с оз.Чокрак.


Спускаемся с горы, забираем байки и двигаем в сторону Каралавских каменоломен. Солнце беспощадно палит и запас пресной воды быстро исчезает. Набрать ее в этой бескрайней стапи было негде.
Находим каменоломни. На остатках сил их осматриваем (в таком состоянии радости от их нахождения уже не было – И.). Резка в основном велась открытым способом и чуть-чуть вдавалась в склон. Более менее больших подземелий мы не нашли. Все возможные входы были доверху завалены колючим перекетиполем (абсолютно не поддающимся огню – И.), а солнце беспощадно выжигало остатки влаги из организма.
С мыслью о воде едем в сторону Затишного, километры до которого, к нашему счастью, преодолевались быстро, т.к. в основном путь под горку. Добрый хлопец, встреченный нами на въезде в поселок показал дорогу до магазина.

Выпив 2 литра воды за раз (не советую повторять, т.к. это очень вредно. После долгого пребывания в состоянии дефицита воды усугубляющейся физическими нагрузками быстрое насыщение организма большим объемом живительной влаги сопровождается нагрузкой на почки – И.), догнавшись упаковкой сока такого же объема и, съев банку сметаны с помидорами, мы отправились на вокзал «Чистополье».


Вокзал был закрыт, но через окно было видно расписание, по которому в 21.22. прибывал некий поезд «Керчь-Симферополь». Решаем ехать на нем до Петрово. Это позволяет нам сэкономить сил и нагнать время на маршруте, ведь 70 км по горному ландшафту это даже не 3 часа.Безбилетная вписка в поезд осуществляется либо в первый, либо в последний вагон. Проводница была на удивление любезна, азаплатили мы за все про все 20 гривен.

Выпрыгиваем с поезда в Петрово и (под хруст цикад под колесами – И.) едем 5км до Каменского. Находим уютное место с видом на море и ложимся спать.

23.07.08

Просыпаемся, любуемся видами местного пляжа.


купаемся и едем завтракать недалеко от центра поселка на другую сторону пляжа, где находиться очень приятное кафе с вкусной едой и по низким ценам. Дальше по плану Ак-Монайские каменоломни, что находятся буквально в 500м от Каменского. Они представляют собой огромную кучу входов, которые под наклоном уходят под поле. Здесь, как и везде, добывали пильный известняк. По катакомбам побродили около 2-3 часов. При достаточно большой протяженности вглубь они залегают не более чем на 100м. Жаль времени, было, мало… сюда стоило бы вернуться на несколько дней.


Едем к Арабатской крепости. Эта крепость, как и Ени-Кале производит весьма унылое впечатление: сохранились стены, всё внутреннее пространство наглухо заросло травой. В общем, смотреть нечего. Несколько разочарованные решили искупаться. На Азове были сильные волны, но купаться одно удовольствие, т.к. народу мало, вода не очень соленая и при всем очень теплая.


Набарахтавшись в море, едем в Феодосию. Расстояние около 30-35км ровной дороги, с покрытием асфальт – грейдер и приятным длинным спуском в конце пути.
Феодосия произвела впечатление промышленного города, приспособленного для отдыха туристов. На основных улицах огромные толпы народа, очень много кафешек, шаурм и т.д. Цены в них не низкие, а курсы в банках не высокие… Пляж довольно маленький и заставлен кранами и строящимися сооружениями. Место под палатку найти не удалось, поэтому остановились в гостинице советского типа, недалеко от крепости за 20грн/чел + 8грн стоил горячий душ (нам достался единственный свободный 4-х местный номер с риском подселения. Вахтерша пыталась взять с меня побольше как за 2-местный, типа чтобы больше никого не было, но я отказалась. Вряд ли кто-нибудь согласился бы подселиться к нам, ведь мы с байками заняли номер полностью – И.).

24.07.08.

Отоспавшись, едем гулять по городу. Посмотрели центральный парк, крепость, и еще несколько памятников по пути. За крепостью нашли 20м пляжа, который располагается на рельсах для спуска мелких катеров из частных гаражей. Вода здесь сильно холоднее, чем в Азове.


Едем в Коктебель. Расстояние всего 15км, ну или чуть больше. Местами положили новый асфальт, который под солнцем плавиться так, что ехать становиться невозможно – прилипают шины. Зато перед Коктебелем идет 5км спуска, здорово ощущать скорость порядка 50км/ч (это было божественно! – И.).

Коктебель очень приятный небольшой городок. Есть большой, здоровский аквапарк, а главное дешевле, чем в Судаке и работает до 21.00. Еще здесь много неформалов, нудистов и прочих неординарных личностей; много приятных кафешек; кемпингов платных и бесплатных; хороший пляж (и, конечно, вечерние концерты и танцы на пляже под звездами, обожаю Коктебель! – И.)

25.07.08.

Просыпаемся (весьма неохотно после полуночных пиво-песен-плясок – И.), завтракаем в местной столовой на набережной и едем в Судак. Первые 4км идут все время в гору. Слева на подъеме – родник Лягушка, оборудован и облагорожен только в этом году. Пока стояли у родника познакомились с егерем, который добродушно пригласил нас искупаться в «ванне». «Ванна» — специально сделанные формы с проточной родниковой водой, вдоль одной из стен расщелины ущелья, закрытого забором с колючими проволокой и кованной железной дверью. Все это в 200м от родника в заповеднике. Вода в «ваннах» около 6-8градусов (после 30сек пребывания ноги покалывает – И.) Освежает!


Даже за 15км мы понимаем, что такое горный Крым (путь до Судака – один из самых сложных участков пути – И.). Ехать с грузом в подъемы длинной 5-7км, да еще и под палящим солнцем фактически нереально, приходиться пешком. В общем, на преодоление 10км может уйти 2 часа и более. Решаем, что от Судака до Алушты поедем на к.-н. транспорте.


Судак… довольно большой город, похож на Феодосию, но не такой промышленный, поприятнее, в общем. На стоянку встали в леске возле трассы Судак-Новый Свет, т.к. решили с утра туда, а потом вернуться и на автобусе в Алушту.

26.07.08.

Ночью была сильная гроза, что обеспечило пасмурное утро, а значит отличную погоду (серое небо казалось таким Питерским, родным, дарившим приятную прохладу – И.).
Дорога до Нового Света в 5км началась с очень крутого подъема на котором мы познакомились с Игорем, велосипедистом из Киева. Как выяснилось у Игоря комната в Новом Свете, которую он использует как дачу (не в смысле огурцов, помидорчиков, а живет летом – И.). Он любезно предложил оставить у него вещи и позавтракать в столовой (самой дешевой в городе, но самой дорогой, как нам показалось, на всем полуострове, как и сам Новый Свет относительно остальных городов Крыма –И.). Потом мы проехались по тропе Голицына. Игорь показал отличное место для купания с обратной стороны горы – мыс Капчик. Спуститься туда с байками сложно, но никакого народа, чистая вода и глубина у подножия скалы сразу 45м.. красота…


Перед отъездом посидели немного в гостях. Поговорить успели про многое, узнали немало о велосипедизме в Крыму, о веломагазинах, вернее об их отсутствии и т.д. Огромное спасибо Игорю за гостеприимство, таких добрых, открытых людей встречаешь не часто, если не сказать больше!

Катим через Судак на автовокзал. С трудом грузимся в автобус до Алушты (даже в пустом багажном отделении большого автобуса, после 2-х упакованных байков и двух рюкзаков, казалось не осталось места даже для бутылки с водой – И.). Дорога была очень живописна, но так длинна и с таким количеством подъемов, как продолжительных, так и крутых, что на груженом байке могла показаться вечностью. Мы порадовались, что едем не своим ходом.

По приезду было уже темно. Мы собрались и поехали в сторону моря поужинать. В первом попавшемся кафе было только жаркое, пока заказывали, расспрашивали официантку о ценах на жилье. Видимо мы производили такой несчастный вид, что пока ели работники кафе, тоже приезжие, подыскали нам жилье. Приличный недорогой номер в мини-гостинице в 5-ти минутах от автовокзала, плита, стиральная машина на общей кухне, женская комната с большой сушкой для волос, в номере горячий душ и туалет . В холле был телевизор и большие диваны, по вечерам там был настоящий кинотеатр. У нас в номере тоже был телевизор, но он не работал. Все это удовольствие стоило 100грн в сутки. Пристегнув байки к батарее в коридоре перед номером, уставшие мы легли спать…

27.07.08.

…с середины ночи у меня началось сильнейшее отравление, так что почти весь день прошел в муках и лечении. Дождь служил успокоением при сожалении о потере целого дня. Хотя вечером мы все же немного погуляли по Алуште. Большой растущий город с высотками, супермаркетами, огромным количеством народа и машин на узких улочках и дико высокими ценами на жилье не зависящими ни от сектора, ни от удаленности от моря.


Как и куда лучше ехать, чтобы все успеть посмотреть решили определиться утром.

28.07.08.

Утро было жарким. Организм пришел в норму. Мы вышли из гостиницы, и пошли в сторону автовокзала. Посетить пещеры на такси оказалось дороже, чем с экскурсией. В итоге за 230грн и залог в виде паспорта и 100$ мы взяли на прокат скутер (хотя бы интересно – И.). По закону подлости погода остаток дня была облачной и ветреной. Ощущения чумовые! Вдвоем на одноместке, спидометр не работает, руль крутиться чересчур легко, по грунтовке едет тяжко, но едет. Словом, безумный табурет!

На осмотр двух пещер ушло около 4-х часов: по 1,5 часа экскурсии и 15-20 минут очередь перед входом. Интереснее брать самые длинные маршруты. Пещера Эмине-Баир-Хосар показалась значительно интереснее, чем Мраморная. Но если есть время, то лучше посетить обе и начать с последней.


Нагулявшись, возвращаемся в Алушту, возвращаем табурет, забираем вещи из гостиницы (мы вернулись поздно и в наш номер уже заселились – И.) и едем искать место для ночлега. На городском отшибе в лесополосе между заводами не было народа, зато был истеричный лай собак, но мы слишком устали…

29.07.08.

Раннее утро и автовокзал. В автобусах до Ялты маленькие багажные отделения, поэтому едем на троллейбусную остановку, откуда и уезжаем (менее спокойно – посадка быстрая, но в пять раз дешевле! – И.).

В Ялте сдаем вещи в камеру хранения и на 27-ой маршрутке едем до канатной дороги. Очереди на подъем большие, около 150-200 чел, в вагончик сажают 40 с интервалом 8 мин… Мы выбираем другой путь для подъема на г.Ай-Петри – микроавтобус. Частник везет дороже, но рассказывает по пути много интересного.


На вершине горы разместился большой базар. Здесь и сувениры, травы, и народные татарские костюмы, и чайханы на любой вкус и цвет, и катание на лошадях, верблюдах, квадроциклах и две пещеры. Собственно они то нас и заинтересовали. Начали мы с п.«Трехглазки», названной так по кол-ву входов. Подходим к одному из них, платим 10грн и группой в 50чел спускаемся вниз по крутой лестнице. По середине маленького зальчика «белеет» большой сугроб грязного снега – главная достопримечательность пещеры. Фотографируем и поднимаемся. Идеальная пещера для предпринимателя и абсолютно неинтересная для посетителя.


В п.«Ялтинская» вход дороже вдвое, большой зал, красивые натеки, но после Эмине и Мраморной… в общем рекомендуется для тех, кто нигде не был.


Далее по тропе на самую высокую точку – 1234м над уровнем моря. Отсюда открывается очень красивый вид на побережье, можно любоваться бесконечно,


но мы возвращаемся к канатной дороге. Сверху очередь больше чем внизу. Можно уехать до самой Ялты на частнике, но у нас уже нет денег. Простояв около 2-х часов, наконец, оказываемся в вагончике. Острых ощущений я не испытал.


Снова Ялта, на посещение Ай-Петри ушел практически весь день. К вечеру билетов в сторону Севастополя не было до утра. Решив не терять время, мы взяли такси и уже через час Жигулей «Двенашка» доставила нас до поворота шоссе на пос.Морозовка. Расплачиваемся, собираем байки и едем в сторону поселка. Через 2км сворачиваем в лес и встаем на ночевку. Окрестности Морозовки – место отдыха жителей Севастополя. Здесь есть хорошие места для стоянок, карьер и хвойный лес с большим количеством дров.

30.07.08.

После завтрака нас ждал Запасной командный пункт Черноморского флота. До него оставалось 5км, 2 из которых в горку. 221-ый Объект нашли без проблем. Впечатлений получили массу! (так страшно мне не было никогда! – И.) Два входа в доме с нарисованными окнами соединяются в один. Форма и размер тоннеля как в метро. Мощности Маглайтовского фонаря не хватает, что бы высветить его до конца. В полу через равные расстояния дыры люков, крышки от которых, видимо, давно сданы и переплавлены. Местами с потолка капает вода, разнося дикое эхо. В двух местах в начале тоннеля встречаются какие-то сталкерские ворота из старых покрышек и еще какого-то мусора. От основного хода вправо и влево уходят тоннели такого же сечения. Мы шли все время только прямо. Геокэшеры писали, что через 100м им стало не по себе, и они вернулись. Нам тоже было не по себе, мы шли медленно (лично я, старалась лететь, чтобы не шуметь — И.), но вперед. Чего бояться на объекте я так и не понял, но сурраунд здесь обалденный, все как в лучших фильмах ужасов.

Проходим первую часть тоннелей, далее через ряд проемов от гермодверей попадаем в ряд помещений идущих друг за другом. В них ничего не осталось, кроме бетонных стен, все вынесли мародеры. Сразу за проемами видна шахта, в которой когда-то располагалась лестница, ведущая на верхние ярусы. Проходим дальше по коридору через множество помещений и через некоторое время выходим к такой же шахте, проемам от гермодверей в такой же тоннель. Пройдя еще несколько метров и поняв, что через пыльную дымку луч фонаря бьет лишь только на 1,5-2 метра мы решили вернуться обратно. Как потом выяснилось, пройдя еще 100м мы бы вышли из объекта через левый выход. На обратном пути сделали несколько фотографий.


Не много мусора, много пометок на стенах, чумовая акустика, встречающиеся надписи: «хода нет» или «не ходи туда», весящие посередине на бумажках на скотчах и нитках, написанные на стенах… в общем, для посещения места лучше иметь не менее 2-х мощных фонарей, ну и… побольше народу.

Далее едем в Балаклаву через с.Оборонное. У нас как обычно проблемы с водой, поэтому табличка «не пить без кипячения» у родника в селе нас не остановила.


Еще 2км и мы в Балаклаве. Заезжаем в магазин, завтракаем и едем до Балаклавской бухты, где находим музей, и оставив байки на стоянке ресторана рядом идем на экскурсию.

Объект весьма интересный и что удивительно: музей преобразил его только в лучшую сторону. За 1,5 часа мы увидели и узнали очень многое.


Выходим на свет и идем за байками…

Покатавшись по берегу бухты и выпив по бутылочке пива, мы поехали затариваться в магазин перед дорогой. Покидали Балаклаву уже в темноте. Город произвел на нас хорошее впечатление: не очень много туристов, приятные цены, умеренное движение (хотелось остаться, но нас ждали пещерные города – И.). Выезжаем на трассу и до поворота на Хмельницкое, где сворачиваем и едем до моста через р.Черную. Перед ним сворачиваем направо и по насыпи оставшейся от узкоколейки едем до широкой тропы, уходящей влево. Здесь, рядом с акведуком съезжаем к берегу реки и встаем на ночлег. Это тихое сказочное место (показавшееся мне в темноте ночи жутким – И.) с пресной водой, дровами и деревьями, спасающими от солнца, тоже используется местными под пикники.

31.07.08.

Высыпаемся, моемся, фотографируем акведук


и едем дальше к пос.Терновка. По пути на привале замечаем, что задняя покрышка на моем байке начинает отрываться от корда. На свой страх и риск менять местами с передней такой же покрышкой не стали. Вдоль трассы растет много вкусной ежевики, сладких слив и спелой вишни. В общем, до Терновки – тихого поселка с магазинами, рынком и памятнику Ильичу дорога была приятной.

Покупаем батарейки в фотик и едем в сторону пещ.мон. Чилтер-Мармара или Челтера (так он обозначен на 500м карте – И.). По дороге встречаем группу велосипедистов из Севастополя. Велотур из 12 человек (питерцы в том числе – И.) на велосипедах известных марок: «Merida», «Author», «GT» и т.д., привезенных контрабандой из России. К слову сказать, на Украине велосипедов таких марок и некоторых других, распространенных в России мы не видели ни разу. Желаем группе удачи и едем дальше.

Осилить подъем к монастырю с груженным байком под силу только тренированному и упертому велотуристу, поэтому… прячем, велики с вещами в лесу под зеленый маскировочный тент палатки и идем пешком вверх по тропе.

Я никогда не был ни в пещерных монастырях, ни в городах посему сравнить его пока ни с чем подобным не могу. Монастырь открытый, но действующий (на 2ом ярусе ведутся небольшие работы по реставрации, есть иконы, алтарь и, видимо, проходят службы – И.) расположен на 5и ярусах, имеет множество удобных помещений, в которых можно жить, особенно на 1ом ярусе.


Полностью описывать не буду, т.к. описание можно найти в различных источниках, но место очень интересное.

Осмотрев все ярусы поочередно мы оказались на самом верху, на плато. Здесь много мест для стоянки с оборудованными костровищами, и удивительными видами на окрестные горы. В 1км от монастыря есть родник. Пройдя немного мы увидели лесную дорогу, по которой и спустились с горы с другой стороны от монастыря около какого-то лагеря с лошадями. Еще через 500м дальше, мимо пасущихся осликов,


и дорога привела нас прямо к пещерному городу Эски-Кермену. Входную плату не платили, т.к. при входе никого не было (наверное, потому, что это был не совсем главный вход – И.).

Город не очень большой, но имеет много достопримечательностей, которые стоит посмотреть. Нас поджимало время, поэтому осмотреть город мы успели чуть больше, чем за час. Единственное чего мы не увидели — осадный колодец. Когда мы начали его искать, на телефоне сработало напоминание о том, что через 30мин. солнце зайдет за горизонт и спуск по 5ти ярусам монастыря будет небезопасным.


Пришлось поспешить обратно.

Разбивали лагерь уже в темноте прямо внизу у тропы. Пожалуй, это была самая приятная стоянка: отличный хвойный лес, огромное количество сухих дров (которые, по сути, были не нужны, т.к. костер можно было поддерживать, не вставая, а лишь собирая вокруг себя огромные шишки, дававшие много жара и света – И.), кромешная тьма, звездное небо и никого.

01.08.08.

Проспали… в спешке собираемся и выезжаем в сторону Терновки. Проезжаем ее, сворачиваем на первом повороте налево и едем по дороге до начала подъема. Снова прячем байки и по крутой тропе идем наверх к действующему пещ.мон. Шулдан.

Так же как и Челтер этот монастырь расположен на нескольких ярусах. Большая часть помещений жилая и закрыта для посещения, в стенах ярусов застекленные окна и торчат железные трубы печек. Мы идем по тропе вдоль нижнего яруса. Через 200м в маленьком гроте — родник, откуда монахам по шлангу поступает вода. Еще через 100м – еще один, там небольшая купель. А еще через 50м целых два прямо из скалы (правда вода только из одного текла – И.). Попив вкусной воды, поднимаемся по расщелине на плато горы и идем по ее краю в обратном направлении. Любуясь видами, доходим до строящейся часовенки и по деревянной лестнице спускаемся прямо ко входу в монастырь, т.е. к началу нашей экскурсии. Было интересно посмотреть на пещерный быт монахов, сонным взглядом нас провожает собака, появившаяся из вырубленной в скале будки.


Спускаемся к подножию горы, перекусываем и едем к с.Хаджи-Сала. За небольшим подъемом идет несколько километровый спуск до самого села. Примерно через 100м за небольшим озерцом и автостоянкой для посетителей пещ. города Мангуп обнаруживаем кассу. Там узнаем, что байки можно оставить в доме напротив. Идем договариваться с хозяйкой, оставляем все лишнее и возвращаемся к кассе, где нас пропускают бесплатно за неимением сдачи.

Устремляемся вперед по дороге, и только км через 2 понимаем, что пошли длинной дорогой. В общем, сильно окольными путями, примерно через час оказываемся в Мангупе. Город занимает весьма обширную территорию. Сюда можно приехать на машине, что многие и делают. Все основные достопримечательности были надземными и практически не сохранились, поэтому смотреть, в принципе, особенно не на что (а на хорошо сохранившейся какой-то базилики расположился палаточный лагерь, поэтому ее тоже толком не посмотреть – И.). В общем, чуть-чуть погуляв и набрав воды на источнике идем, по тропе (проходившей прямо через древнее караимское кладбище – единственное, на мой взгляд, интересное место на Мангупе – И.) обратно к селу. Спуск занял около 20мин.


Поев блинчиков, попив чаю и поговорив с хозяйкой (узнав, что мы едем в Одесские катакомбы она обрадовалась. Оказалось она бывшая одесситка и знает знакомого нашего знакомого-подземщика, у которого мы должны были остановиться. «Мир тесен»! — подумали мы – И.), выезжаем в сторону Холмовки. Дорога под горку, солнце село, машин мало и потому до села, мы неслись со скоростью 30-40км/ч. Проехав Холмовку едем до пл.1509км. Нам повезло, и электричка пришла через 20мин. На ней мы и приехали в Бахчисарай. Хотелось податься в гостиницу, но денег обменять не удалось, здесь все обменники работают до 18.00.

С вокзала едем через город мимо Ханского дворца, Успенского монастыря в сторону г.Чуфут-Кале. Практически уже на выезде из города ныряем с дороги по тропинке под деревья и сразу попадаем на небольшое поле. Хочется спать…

02.08.08.

Сегодня нам надо попасть в Симферополь. Едем на вокзал и по дороге меняем деньги, курс радует. Единственная электричка отправляется в 14.00, поэтому можно было спокойно найти хорошую кафешку и плотно позавтракать.

Покупаем билеты на себя и на байки и через час оказываемся в Симферополе. Здешний вокзал похож на огромный муравейник: куча людей, поездов. Идем сразу в кассу за билетами до Одессы. Нам достаются верхние полки в купе по 89грн, других нет, это ближайший поезд со свободными местами, отправлением в 19.45.

За пару часов до отправления мы успели покататься по городу, посетить местный рынок и туристический магазин. Потом Иришке стало плохо, и мы вдобавок посетили комнату отдыха заплатив 45грн за час (видимо, я отравилась яичницей еще в Бахчисарае, хотя, на мой взгляд, все продукты были вполне свежими и вкусными. В общем, мне было так плохо и так срочно надо было где-то прилечь, что было все равно, сколько за это платить – И.). С большим трудом мы погрузились в поезд. Надо сказать, что нам очень повезло с соседями по купе и с проводником. Все старались помочь справиться Ире с отравлением как могли (мне уступили нижнюю полку, проводник не закрывал туалет даже на длительных остановках в крупных населенках, тетеньки из нашего купе давали мне таблетки и посоветовали действенный способ очищения организма водой, пассажиры сочувственно смотрели, когда я, шатаясь, совершала свои променады до туалета и обратно. Всем человеческое спасибо – И.). Вообще надо отметить, что на протяжении всей поездки нам попадались добрые и отзывчивые люди, которые старались нам помочь по мере сил и возможностей и встречались они нам каждый раз как-то кстати (судьба своими благосклонными посылами, покровительствует путешественникам – И.).

03.08.08. — 07.08.08.

12 часов ужаса и мы в Одессе — чудном городе с котами во дворах.


Первый день у своего знакомого-подземщика мы лечили Иришку (они говорили за жизнь, а я тихо спала – И.). Затем вечером, решив, что подземля лечит всё мы, оставив лишние вещи, уехали в катакомбы. Это были потрясающие три дня отдыха, спокойного сна в темноте и прохладе, прогулок по бесконечным коридорам с останками прошлого на стенах (в Одесских катакомбах хорошо сохранилась историческая составляющая — стихи, записки, подсчеты зарплаты, рисунки и многое другое 30-х годов и старше – И.), подземной фотосъемки, и просто тишины.

А 07.08.08. утречком мы, выбросившись на поверхность, поехали гулять по Одессе, ведь уже вечером нас ждал просмотр отснятого материала с приятными воспоминаниями о том, как это было под шум колес поезда «Одесса — Санкт-Петербург».