(с) Bella

Дорога Жизни пешком

Часть первая тут

Часть вторая тут

Часть третья тут

Как все хорошо помнят – было три попытки проехать на машинах кусок Дороги Жизни, проходящий через болото Соколий Мох (старый зимник, протянувшийся от Усадища до Суксы). В итоге так и остался не пройденным кусок Дороги длиной примерно в 2.5 км, который затерялся в самом глухом уголке болота.
Вот и родилась идея – попробовать пройти весь путь пешком, посмотреть что там творится когда нету снега, а также найти наконец затерявшийся кусочек Дороги и поставить на местности ориентиры для проезда на машинах по зиме.

Участники: Bella, Wtaer. Из «научного оборудования» у нас был с собой Garmin, бумажная карта Тихвинского района и три баллончика с красной краской. В Garmin были залиты треки предыдущих авто-экспедиций. Старт – 17:00 5 августа 2008 г., окончание маршрута – 20:00 6 августа 2008 г. Итого – 27 часов, из них чисто «ходового» времени было – 15 часов. Остальное ушло на сон, сборку-разборку лагеря и готовку.

… Залитый в Garmin трек упорно не хотел грузиться. То ли памяти ему не хватало, то ли мы как-то не так нажимали на кнопки. В общем, выход на начало маршрута мы нашли по памяти, покрутившись минут 20 по Усадищу. В том месте, где очередная лужа показалась не очень проезжаемой для Субары, было решено спешиться и идти дальше на своих двоих. Вытащили из багажника рюкзаки… Нацепили на себя… Пошли… Это было в пять часов вечера 5 августа.

 



Первые пару километров дорога была обычной грунтовкой – сначала глинистая, потом земляная, поросшая травой. Из травы торчали грибы. Белые и подосиновики. Потом дорожка затерялась совсем в высокой луговой траве, но к этому времени Garmin наконец догрузил трек, и ещё у нас был ориентир в виде свежей колеи. Так по примятой чьими-то Гудричами траве мы и шли. Колея точно совпадала с нашим треком… Дошли до вышки на холме, отзвонились, немного передохнули и пошли дальше. Цель первого дня была – пройти как можно дальше, в идеале добраться до того участка, где трека уже нет и нужно будет Дорогу искать.

Гати, которые проезжали в Первую ДЖ, представляют из себя довольно мокрое болото, старые бревна лежат на поверхности. Между участками с бревнами – довольно глубокие обширные лужи, но дно там судя по всему достаточно твердое. Мы обошли эти лужи стороной, по кочкам метрах в пятнадцати от края дороги. Нигде не проваливались глубже чем по щиколотку. Правда, останавливаться долго на одном месте было нельзя – снизу сразу начинало подозрительно булькать и ноги уходили в мох — не страшно, но очень настойчиво. Дальше в сторону от дороги, похоже, просто трясина. Мы не стали проверять… Следы от ехавшего впереди нас с опережением в несколько часов внедорожника пропали как раз примерно посередине одной из этих гатей, а потом внезапно появились опять – уже на сухом месте. Видимо, есть объезд по лесу… Остальная дорожка достаточно твердая, местами заросла высокой луговой травой, местами покрыта толстым пушистым пропитанным влагой мхом. К десяти часам вечера мы добрались до лесопосадок с ёлками, где обнаружили покинутую недавно стоянку. Там и заночевали. Последнее болото перед лесопосадками в особенно мокрых местах выстелено свежими бревнами.



Наутро двинулись дальше, достав уже баллончик с краской и помечая повороты пятнышками на деревьях. Двигались по треку Реквиема – через наш мост и дальше, до того места где трек закончился. Прорубленная зимой дорога видна достаточно хорошо, никаких особо сложных мест там нет. Под ногами – в основном твердый грунт, покрытый либо травой, либо мхом. Мост наш вполне цел, это видно и по фотографиям и по тому факту, что идущая впереди машина прошла его без проблем (во всяком случае на местности никаких признаков что у них были проблемы – нет).


Болото, на краю которого мы ночевали на Реквиеме, объезжаемо по лесу. Поставили точки входа-выхода на объезд. Дальше наткнулись на неприятное зрелище – кто-то из наших оставил в лесу два мешка с мусором… Естественно, мешки уже разорваны и всё содержимое раскидано мелким слоем в лесу… У нас не было лопаты, так что ямку для закапывания делали при помощи топора. Есть вероятность, что кабаны раскопают это все опять…




Трек закончился. Но искать ничего не пришлось – Дорога была ясно видна в лесу. Старая колея хорошо просматривается на мху. Пару раз попадались довольно глубокие ручьи, мы отметили их координаты. В одном месте вдоль дороги на деревьях были метки – видимо, геодезические.






Берега Медвежки заросли травой выше пояса. В наиболее узком месте обнаружили свежепостроенный мост. Дальше – проезд по лесу опять же по достаточно твердому грунту. Прямо до нашего болота, на котором закончилась вторая ДЖ… Там ещё наше кострище с недогоревшими дровами… Ждет.


Нашли еще несколько остатков посёлка, который был на берегу Медвежки во время и после войны. Железную бочку со ржавыми капканами, разрушенную стену барака, старые ржавые кровати…




А дальше – 7 километров до грейдера вдоль узкоколейки. Старые рельсы сохранились практически на всём её протяжении. Болото вполне проезжаемо, если не отклоняться далеко от старой насыпи.




Грейдер – ужасное место для хождения пешком, но зато сейчас там нет тех проблем для авто, которые были весной… Глина высохла и поросла травкой. Промоины засыпаны досками.

В поселке повстречали местного жителя, который во время войны был ребенком и хорошо помнит, как через наше болото шли войска на освобождение Тихвина. А узкоколейка построена для вывоза леса (лесорубы жили в том самом поселке на берегу Медвежки).

В общем – ехать туда нужно ранней осенью, пока не выпал снег… Всё хорошо видно, красота вокруг неописуемая. Ягоды, грибы, запах сосны и вереска… В Суксе есть чудный колодец с очень вкусной водой.