(с) Bella

Автоориентирование по легенде. 15 августа 2009. Питер-Валдай.
Вожжа в интересном месте

Есть такое странное состояние души — Дорога… Дорога, искрящаяся свежестью новизны и убегающая из-под колёс куда-то ввысь, к небу… Особенно прекрасна Дорога в неизвестность. Когда не знаешь — какие струнки прошлого дрогнут неожиданно от случайно увиденного и неумолимо погасшего в зеркалах. Когда не знаешь — что ждет впереди и ты вновь, как в детстве, понимаешь, что деревья — большие, вода — мокрая, а грозное «нельзя» — это просто волшебный пароль в самое интересное место на свете… Правда, дома ждут папа с мамой, и нужно обязательно вернуться как уговорено, и желательно без синяков ;-)))

Есть еще одно странное состояние души — «организатор». Сокращённо — ОРГ. Обычно орги организуют такие игры, в которые они и сами бы не прочь поиграться ;-))) Но беда в том, что орги не просто хотят поиграть — они все поголовно мечтают сочинить свою собственную, ещё не сказанную никем сказку… И вот тут и начинается это самое — состояние души… Хочу сказать сразу — самое душевное и завораживающее — это процесс… А уж когда всё готово, приезжают участники и начинают эту сказку воплощать в жизнь (и получают от этого своё собственное, оргам уже запретное, — удовольствие) — орг просто бдит и грустно завидует… и сочиняет следующий сказочный сюжет.

… В общем, когда однажды на родном форуме я увидела неожиданное предложение поиграть в уже придуманную сказку — Остапа понесло… Ключевые слова в анонсе «Пикника двух столиц» для меня были — «Валдай», «достопримечательности», «исторические объекты» и — «отсутствие каких-либо требований к подготовке автомобиля».

Ночь перед Рождеством

Надо сказать, что две недели от момента принятия бесповоротного решения участвовать до собственно старта — это были дни, прожитые со смыслом ;-))) Я узнала много новых слов. Я прочесала интернет и нарыла много интересного себе на заметку. Наконец, я познала глубинную суть страшного слова «геокешер», которое раньше просто скользило по касательной мимо моего дилетантского сознания ;-)))) Скажу честно — геокешерский портал был моим самым интересным чтением в эти дни.

… Когда на сайте организаторов начало мелькать — «легенда» и «GPS не обязательно», — я слегка насторожилась. Пара осторожных вопросов — и вот я уже, по крайней мере, знаю, как этот зверь выглядит. Это слегка успокаивает, но настороженность остаётся. Ещё меня почему-то беспокоило настойчиво рекомендованное наличие запасного компаса ;-))) Запасного компаса у меня нет (только тот, что в GPS), но я на всякий случай освежила в памяти принципы постройки муравейников. Уж что такое ПРИЗМА — я спрашивать побоялась. Спустила, так сказать, на авось… решила, что таким страшным словом что-нибудь неприметное обзывать не станут. Остальные страшилки оргов (600 км и ужасное покрытие дороги) — это были уже бантики… Те, кто были на наших последних мероприятиях в Ломоносовском районе Ленобласти — меня прекрасно поймут. Не оставивший подвеску на ТЕХ … ммм … «дорогах общего пользования» — не оставит её уже нигде ;-))) Ну а 600 км — это просто чуть-чуть больше суточной нормы на разведках наших краеведок. Проходили, знаем ;-)))

Ну и ещё немаловажный вопрос подготовки — это С КЕМ ты едешь. На момент подачи заявки у меня была договорённость с неким хорошо разбирающимся в ориентировании, картах, компьютерах и починке автомобилей человечком.
Договорённость была из серии «да-нет», т.е. предполагаемый штурман честно сказал, что всё будет зависеть от того, как ляжет карта накануне старта. В качестве запасного варианта у меня имелся телефон Нади, которая была согласная ехать в любой роли и
независимо от расположения светил. Это вселяло некоторую уверенность, что поездка состоится (штурман — входит в комплект необходимой экипировки, без штурмана до старта точно не допустят ;-))), но туманность
перспективы не уменьшало, так как наше с Надей знакомство ограничивалось парой разговоров по телефону.

Сюрпризы начались в четверг вечером, за сутки до назначенного времени старта. Мой штурман позвонил и сообщил, что у него есть более важные планы на эти выходные. Ладно. Звоню ещё одному знающему человеку —
авось свезёт, и он согласится экспромтом… Не тут-то было. Сидит дома с загипсованной ногой, говорит что с этой ногой сесть в авто физически не получится (пробовал ;-)))… Ну что ж. Значит, наш экипаж будет
полноценно «чайниковый» — я ни разу не участвовала в соревнованиях как пилот, Надя ни разу не была штурманом. Сообщила Наде радостную весть, к моему облегчению она отнеслась к этому спокойно ;-))) Зато в машине будет
просторнее — всё-таки у Субары не такой большой салон, и вдвоём ехать в дальнюю поездку комфортнее, чем втроём.

… Всё остальное проистекало как обычно. Как обычно, не вышло помыть машину. Как обычно, не вышло лечь спать во-время. Как обычно, сотни последних мелких беспокойств не дали полноценно поспать хотя бы те четыре часа, которые ещё оставались…

Поехали!

Карта проезда до пресловутой парковки на окраине города Гатчина была выучена наизусть и мерцала в мозгу. Распечатка гатчинских улиц с заветной точкой была выдана Надюхе для подстраховки. Навигатор тоже точно знал,
куда нужно ехать… Но никто не обещал, что будет легко ;-))) Место старта было обнаружено случайно — и то только потому, что там к моменту, когда мы нарезали второй круг по окраинам Гатчинского парка, — уже стояла организаторская Нива.

Орги выглядели на удивление свежими и оптимистичными (на удивление потому, что в отличие от нас они приехали на эту полянку из Москвы… на Ниве). Кворум из пяти машин был налицо, дождя пока что не было. Пели птички и купить забытое в городе что-нибудь «попить в дороге» было совершенно негде.
Краткий брифинг и придирчивый техосмотр (наконец-то кому-то стало интересно, как выглядит мой огнетушитель ;-))) прошли удачно. Как я поняла, организаторы нас слегка опасались и на всякий случай повторили основные моменты про «рацию на танке».

Наш стартовый номер — 1. Соответственно, мы первые начинаем читать легенду… В ожидании отмашки мы обе сильно заняты — я усиленно пытаюсь сконцентрироваться на «помехе справа», которую надо будет не забыть пропустить в-о-о-н там, а Надя спешно листает выданную только что пачку бумажек… В общем, единственное что мы успели сообразить за те три минуты, которые нам дали
на соображение — это что где-то через 500 м после выезда с парковки спряталась та самая «призма». Причем картинка, описывавшая её местоположение, показалась нам обеим сплошным кошмаром… Глядя на ту же картинку сейчас,
я понимаю, что местоположение «КП 1» отмечено предельно ясно… В общем, на поиски первой призмы мы потратили 8 минут 11 секунд. Сначала закрыли машину, побежали в лес. Вспомнили, что забыли карнет с номером. Я вернулась к машине за карнетом, Надя в это время
сбегала в лесок (ей показалось, что она там видела некое кирпичное строение). Пометались ещё немного по лесочку уже вдвоём. И чисто случайно, глянув в сторону дороги — я увидела ЕЁ. Пока мы фотались, подъехал следующий экипаж.
Это несколько огорчило — им-то теперь не придётся ничего искать, ну почему орги делают такой маленький интервал между стартами?;-)))…

Спешно прыгаем в машину, вспоминаем что нужно «отсечься», и вот тут я начинаю тихо материться.
Поганец одометр не хочет сбрасываться — он начинает упражняться в арифметике… Скажу сразу — дрессировка сего девайса (кто кого дрессировал — это уже другой вопрос) — заняла у меня примерно треть трассы.

Ещё один немаловажный момент. После первой точки легенда повела нас на центральную улицу города Гатчины, где всегда наблюдается довольно интенсивное движение. Борьба с одометром и неодолимое желание
самой подсматривать в бумажки с легендой совершенно притупили мои водительские инстинкты. Только где-то на третьем повороте до меня наконец дошло, что помимо нарисованных в легенде по-прежнему существуют
вполне реальные дорожные знаки и светофоры, а также прочие участники дорожного движения, у каждого из которых — совсем другая … «легенда». Осознание собственного раздолбайства было не самым приятным моментом,
но зато в дальнейшем очень помогало «держать себя в руках».

Потыркавшись немного «не туда», мы таки без проблем нашли КП 2 — совершенно очевидная «задняя стена с крестом» торжественно выплыла навстречу из-за поворота. Но вот сказанная на брифинге фраза, что большинство
объектов можно фотографировать «с отсечки» — вспомнилась поздно. Сначала мы опять же припарковали машину. Потом вылезли из машины (рефлекс не забывать карнет уже выработался). Потом мы побежали фотографироваться
и потратили некоторое время на удачный ракурс. Потом мы бежали обратно к машине, потом я в запарке не совсем правильно сняла её с сигналки, и пришлось потратить ещё некоторое время на улаживание этой проблемы… В целом
на поиски и «обработку» КП 2 у нас ушло 4 минуты 28 секунд.

 

Посмотрев путь (из 12 пунктов) до следующей точки, мы быстро поняли, что с Гатчиной покончено, и теперь наша задача правильно отсюда выбраться, не слетев с легенды… В общем и целом это нам удалось — правда,
в некоторых местах мы ехали явно совсем не так, как предполагала нарисованная на асфальте разметка… но зато точно так, как было нарисовано на бумажке ;-))). На одном из железнодорожных переездов нас догнали
остальные конкуренты. И тихо урчали сзади ;-))).

Сухие цифры трека говорят, что от момента старта до выезда на Киевскую трассу было так:

Затраченное время: 42 минуты 26 секунд

Пройденное расстояние: 12 км 600 м

Максимальная скорость: 88 км/ч

Средняя скорость: 18 км/ч

(и где это мы там ездили 88 ?… не помню… не иначе — GPS врет ;-)))

А с высоты птичьего полёта наши кружева по Гатчине очень-очень напоминают одну известную комбинацию из трех пальцев… Уж не знаю, специально ли орги так задумали, или это мы сами себе фигу показали ;-)))

Дальше, судя по легенде, у нас 27 километров на «расслабиться» по Киевской трассе, на которой я «все мели знаю» (дача у нас на 110 км этой самой трассы). Судя по всему, следующая точка где-то в Рождественно… Надюша вздохнула спокойно, шелестит раздаткой… Зачитывает вслух интересные места. В зеркале заднего обзора тихо присутствуют экипажи номер 2 и номер 30 (наши будущие призёры ;-).

Cправка из жестокого трека (разбор полётов по трассе ;-):

Затраченное время: 19 минут 27 секунд

Пройденное расстояние: 24 км 170 м

Максимальная скорость: 96 км/ч

Средняя скорость: 74 км/ч

Выдержка из раздатки: «Только что Вы свернули с Киевского шоссе и поехали по асфальтированной дорожке вдоль речки Оредеж. Если свернуть на одну из грунтовых дорог направо, то можно пробраться к зданию Рождественской ГЭС 1936 года постройки, но увы… КП 3 стоит на одном из зданий МТФ, а точнее на воротах столь искусно сделанных каким-то неизвестным резчиком по дереву… легенда Вас приводит к красным обрывам. Попутно мы с Вами проезжаем около 3 или 4 усадеб, от которых остались только парки».

Скажу сразу — «красных обрывов» и заросших парков мы не видели ;-(. Мы сражались с одометром ;-))). Но ворота нашли беспрекословно. А также их нашли одновременно с нами все, кто ненавязчиво присутствовал сзади… Ну так это и понятно — легенда-то одна, а дорога — узкая. GPS рассказывает совершенно страшные вещи про мониторинг нашего передвижения по этой асфальтовой дороге (от поворота с шоссе до КП 3):

Затраченное время: 6 минут 30 секунд

Пройденное расстояние: 4 км 70 м

Максимальная скорость: 131 км/ч

Средняя скорость: 43 км/ч

Групповое фото объекта:

 

Далее, судя по легенде, нас ждало возвращение на Киевскую трассу… Опять же — сухие цифры неумолимого прибора:

Затраченное время: 12 минут 04 секунды

Пройденное расстояние: 09 км 270 м

Максимальная скорость: 131 км/ч

Средняя скорость: 46 км/ч

Все эти 9 километров наша команда (а это уже была на тот момент — КОМАНДА!) пребывала в тягостных раздумьях. На фига нам эти групповые фотки? На фига нам бодание бамперами в поисках наилучшего ракурса? Может — рвануть сразу в следующую очевидную точку «отсечки» и оторваться от конкурентов?…

В общем, мы решили что — ДА, следующая точка будет Луга. Там точки подороже, и хорошо бы успеть их собрать в спокойной обстановке. Но Надюха настояла на фото рядом с «правой опорой» (КП 4) в 26-й точке легенды (опоры ж/д моста, соединявшие ранее Нарвскую и Варшавскую железные дороги).

Ибо лишний рубль «по дороге» — лишним не бывает ;-))))

 

Выдержка из раздатки: «КП 5… в посёлке от старой трассы сохранилось здание пирожковой, 24 часа, с большой автомобильной парковкой, уже никому не нужной».

Подозреваю, что эта проигнорированная нами КП 5 была в посёлке Мшинская. Если так, то могу засвидетельствовать — пирожковая эта славилась в девяностых годах на всю голодную садоводческую округу. Народ сползался-съезжался сюда со своих недостроенных дач на Мшинском болоте. Пирожки были действительно знатные. ;-)))

Ну а мы — мы миновали Мшинскую по той самой объездной, из-за которой замерла бурная некогда жизнь этой деревни, и полетели в Лугу. По дороге, однако, у нас ещё одна «рублёвая» точка — некие «памятные доски» на монументе Партизанской славы.

Собственно, для того чтобы найти сам мемориал — легенда была не нужна. Он там в этом месте трассы такой один. Проблема была в формулировке того, что требовалось сфотографировать. Мы так и не поняли, что имели в виду организаторы, говоря — «памятные доски». «Досок», в строгом понимании этого слова, — мы не нашли. Целых шесть минут мы потратили на обследование памятного холма (сбегали наверх, в музей). На всякий случай сфотографировали всё, что согласовывалось по крайней мере с первой частью определения — «памятные» ;-)))

 

Данные GPS по этому куску трассы (от моста до мемориала) грешат разрывами трека, но тем не менее:

Затраченное время: 46 минут 34 секунды (из них 10 минут ушло на посещение заправки — надо же было наконец купить водички 🙂

Пройденное расстояние: 51 км

Максимальная скорость: 148 км/ч

Средняя скорость: 66 км/ч

КП 7 мы засняли за 3 секунды, и дальше собственно началась уже Луга. Означенные в легенде 2 километра 320 м до следующей точки по прямой (при том, что главная дорога на въезде в Лугу поворачивает под углом в 90 градусов дважды) — нас не смутили. Мы внимательно слушали брифинг ;-))). Смутило немного ужасное количество машин на этой узкой транзитной улице города Луги. Пришлось парковать машину практически на тротуаре, вылезать и ножками бегать к костёлу (КП 8), чтобы получить нужную фотографию. С КП 9 (лужский вокзал) — проблем не было. В целом на всё-про-всё в этой части Луги у нас ушло ещё 18 минут…

 

Дальше у нас по плану числились ещё две точки в той части Луги, которую я знаю плохо. Обычно эти места проезжаются просто транзитом. Пока я выруливала от вокзала, Надя уже нашла на карте нужную улицу — едем туда, попутно засекая нужный поворот, чтобы вернуться обратно в легенду. Тут надо признаться, что КП 11 (бывшая церковь) мы посетили дважды. На церковь это было вовсе не похоже, а «синяя табличка» как-то проскользнула мимо сознания. В общем, постояв минуты три в раздумьях, мы поехали искать КП 10 (вход в казармы). Адрес у казарм был «дом 2А», и в общем единственное что про них было понятно — это что искать нужно на этом берегу реки, т.к. за мостом — уже другая улица. И вот тут-то как раз следовало отвлечься от карнета с его сухими формулировками и внимательно почитать историческую справку, данную в конце раздатки. В карнете было написано «вход в казармы». А в справке — «военные городки начала 20 века… почти полностью сохранился военный городок артиллерийской бригады… Все постройки относятся к началу 20 века.». Мы нашли в конце этой грунтовочки, что шла вдоль реки, старое здание очень и очень похожее на казарму. Правда, было не очень понятно что именно следует считать входом. В торце, который был виден с дороги, было нечто вроде входа, но явно давно заколоченное. Пришлось заехать во двор и фотографировать (под изумлёнными взорами местных жителей) железные двери парадной нынешних коммуналок ;-))). Но сомнения всё же оставались (мы ж читали только карнет!) — казарма должна быть действующая или нет? И вообще — больно далеко она от дороги, не факт что адрес у неё по той же улице… Искать табличку с номером на доме мы не стали, т.к. шансы что она вообще там есть — были очень малы. Тут к тому же на Надю снизошло озарение про «синюю табличку», которую мы видели, но не сосчитали, — и мы поскакали обратно, на сей раз уже фотографировать «синюю табличку» на «бывшей церкви» КП 10. По дороге нам попались ещё одни явно казармы, только явно действующие. И вход у них был что надо — такие здоровые ворота со звёздами и охранником в будке. И стояли они на той же линии, только существенно ближе к нужной улице. Решили, что эти ворота тоже на всякий случай стоит щёлкнуть, только Бог его знает как к этому отнесётся тот, в будке… Мало ли, может стратегический объект ;-))) Из машины на всякий случай выходить не стали, щёлкали через окно. И тут-то нас догнал 30 экипаж ;-))). Который застав нас за сим занятием — тоже порулил к этим самым воротам со звёздами… А на самом деле правильная отгадка была — наша первая находка. Здание постройки начала 20 века. Как говорится — «читайте хелп» :-))).

В общем, чертыхнувшись дважды (за то, что второй раз пришлось заезжать на прохлопанную предыдущую точку и за то, что ну вот опять не удалось опередить остальных), мы рванули обратно «в легенду». Загадочный «Медведь» из 37 пункта оной нашёлся без проблем, только я хочу сказать, что тормозить на этом повороте для того, чтобы сбросить одометр — небезопасное занятие. Там вообще это место нехорошее — те, кто летят с горы, ни фига не видят… И делать левый поворот под этой горочкой нужно быстро-быстро, пока не началось ;-)))

 

GPS утверждает, что на славный город Лугу мы потратили 39 минут 22 секунды… Намотав около семи километров.

Выдержка из раздатки: «КП 12. Неподалёку от Луги существовал свой «Версаль» — усадьба Рапти. Дворец, построенный в конце 19 века, просуществовал до войны. Только по старым фотографиям можно понять какой он был красивый. Впрочем. хорошо сохранились прочие постройки.»

Так вот зачем нас погнали в этот аппендикс фотографировать какую-то дурацкую табличку! Штурман-штурман, что ж ты раньше мне не сказала? Никаких особых «прочих построек» в городочке мы не приметили, но сам городок весьма мил. Старинные патриархальные домики навевают что-то такое… И центральная дорога обсажена дубами (да, кажется это были дубы) — наверное, по этой дороге раньше к исчезнувшему дворцу подъезжали кареты…

GPS говорит, что мы потратили на это место 14 минут и 7 километров туда-обратно. Наверное, оно того стОило ;-)))

 

Следующие точки, в общем — легко находились по легенде. Прелестная дорожка, чудесные виды… Немного помучались с часовней в Наволоке (КП 13) — малость сбились с отсчетом расстояний, и нашли мы её только вследствие собственной настырности (ну обидно было специально за ней сюда ехать, а потом не найти), а также «помощи зала» (местные жители были сама любезность :-). Где-то здесь же, по пути в Наволок, нам в последний раз повстречались остальные питерские участники (тридцатый экипаж радостно прошелестел навстречу ;-))). Дальше всю остальную трассу мы провели в гордом одиночестве… оставалось только гадать — где же катаются все остальные… Как выяснилось на финише, все остальные опередили нас на целый час (а экипаж номер два, занявший первое место — опередил нас аж на целых полтора часа). Вот я и пытаюсь понять, где же мы эти полтора часа потеряли…

КП 13. Наволок. Часовня.

 

КП 15. Торошковичи. Церковь Воскресения Христова. Восстанавливается на пожертвования прихожан.

 

КП 20. Погост.

 

КП 19. Шум-гора. «Огромный курган из белого камня (под слоем дёрна) обладает разными загадочными свойствами. Доподлинно не известно, кто создал этот курган. По одной из версий глубоко в кургане лежит прах Рюрика.»

 

КП 21. Мелковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы… Вернее — то, что от неё осталось. Дата постройки — 1786 год.

 

Дальше КП 21, судя по легенде, начинались опять туда-сюда повороты, время было два часа пополудни. Мы решили перекусить и попробовать понять — где мы, а где, собственно, — финиш… Пять часов контрольного времени уже прошло, и требовалось оценить туманные перспективы ;-))) К тому же мы проползли только половину легенды — впереди ещё целых шесть страниц…

… Атлас автомобильных дорог Европейской части СНГ привёл нас в замешательство. По нему выходило, что до финиша ещё ехать аж целых полторы страницы… Мало того — до трассы М10 от этой милой колокольни тоже — как до Луны. Мда… Ну, 22 минуты на кофе — это не криминал ;-))) Однако — хорошего понемножку. Задумчиво поглядев на свежие следы чьих-то колёс, которые чертили здесь круги совсем недавно (дождь ещё не успел их «замылить»), мы тронулись дальше.

На 65 пункте в легенде, судя по всему, была опечатка. Или шутка. Чтобы участники проснулись и включили мозги. Короче — на местности было всё не так, как там написано. Вот здесь от поворота до переезда — не 190 метров, как написано в легенде — а порядка трех с половиной километров! Так говорит мой неподкупный навигатор.

 

До кучи у нас в навигаторе закончилась карта Ленинградской области… И там, где она закончилась — значились почему-то совсем другие названия населённых пунктов, чем те которые были на местности. От этого всего стало малость не по себе ;-))). Загрузили Новгородскую… нарисованную судя по всему лет 20 назад. Ура! По крайней мере — населённые пункты встали на свои места даже с почти теми же названиями. И даже железная дорога нарисовалась в тумане. Короче, нас выручило слово «Уторгош», упомянутое где-то в карнете. Мы решили не обращать пока внимания легенду и поехали по карте. А там и переезд нашёлся…

КП 22. Уторгош. Здание вокзала. Железнодорожная станция Уторгош действует с 1903 года.

 

Выдержка из раздатки: «Старинное обжитое место — город Сольцы, был важным узлом в товарообороте между Новгородом и Псковом. В 1914 году город Сольцы получает статус города. В это же время в городе открывается бальнеологический курорт. В городе хорошо сохранилась купеческая застройка. Во время войны город был в оккупации и сильно пострадал.»

Ох уж эти Сольцы… Город с очень богатой историей (основан в 1390 году), кучей красивых домов и домиков… И с донельзя плохими дорогами. Хуже, пожалуй, только в Старой Руссе (из того, что мы проехали). В Сольцах числилась та самая единственная в легенде АЗС, и я решила заправиться. Стрелка датчика опустилась уже ниже половины бака, а золотое правило гласит: «если вы едете в неизвестность, точка невозврата находится на середине имеющегося запаса бензина» ;-))) Конечно, у меня была заначка в 10 литров в багажнике, но вспомнив полторы страницы Атласа СНГ, я решила подстраховаться… АЗС мы нашли. Возможно, это была не та АЗС, которая указана в легенде, но мы её нашли :-))). По дороге устроили небольшую фотосессию красивейшему Ильинскому собору:

 

Здесь для порядка привожу данные мониторинга наших похождений от точки выезда из Луги до точки въезда в Сольцы:

Затраченное время: 3 часа 20 минут

Пройденное расстояние: 125 км

Максимальная скорость: 86 км/ч

Средняя скорость: 37 км/ч

После заправки мы решили вернуться в легенду и сфотать КП 24 (памятник, который приметили раньше, до того как поехали искать заправку). Собственно, подходящий памятник там вроде как один, и мы созерцали его трижды. Но вот это место легенды никак не укладывалось в то, что мы видели за окном:

 

Нужный поворот мы нашли. Там был даже указатель «на АЗС». Но собственно памятник был максимум в двухстах метрах за поворотом, никак не в километре!!! Для очистки совести мы пересчитали дорожки-«усики», которые вели к той круглой площади с памятником. Количество дорожек в легенде на пункте 75 и количество дорожек на местности было РАЗНОЕ! На всякий случай вернулись на главную улицу и проверили предыдущий поворот налево… проехали километр восемьсот по убитой дороге и поняли, что это уже совсем — «не туда»… Вернулись к памятнику… задумчиво на него поглазели сквозь дождь… После чего решили на всех обидеться, «забить» на легенду и гнать в Старую Руссу. Почему, ТРИЖДЫ проехав мимо этого неизвестного солдата, грустно стоящего на постаменте в центре круглой площади, мы НИ РАЗУ его не сфотографировали — загадка для нас самих ;-))).

Вывалившись из легенды на пункте 75, мы вернулись в неё уже только после Старой Руссы, в точке 97… В общем из Сольцев мы поехали в Старую Руссу через Шимск. А легенда ушла — через Выбити-Волот… Данные GPS:

Затраченное время: 1 час

Пройденное расстояние: 76 км

Максимальная скорость: 110 км/ч

Средняя скорость: 73 км/ч

… Старую Руссу пришлось «отрабатывать» строго по бумажной карте. Навигатор нам помог только в двух вещах — мы поняли, с какого конца мы в эту карту заехали и далее — поняли, с какой точки нужно выезжать, чтобы прицепиться наконец обратно к легенде. Очень красивый город, но — повторюсь — с очень ужасными дорогами. Ровно там я пару раз шибанулась передней защитой об асфальт… ну или об то, что там считается «асфальтом». Практически единственный прокол за все 500 с хвостом километров ;-(.

 

Старая Русса:

Затраченное время: 44 минуты

Пройденное расстояние: 8 км 700 м

Максимальная скорость: 66 км/ч

Средняя скорость: 12 км/ч

Дальше мы радостно нашли КП 33 (аэродром с самолётами) и, напоследок шваркнувшись пузом обо что-то звонкое на переезде, — поскакали по легенде на Демянск… Старая Русса на прощание наподдала пинком ;-))) Время было — двадцать минут до открытия финиша (т.е. до окончания КВ оставалось три с небольшим часа), а нам ещё — пилить и пилить…

Старая Русса — поворот в Демянске:

Затраченное время: 1 час 16 минут

Пройденное расстояние: 92 км

Максимальная скорость: 105 км/ч

Средняя скорость: 72 км/ч

Нужный поворот в Демянске мы нашли чисто «по наитию»… С легендой это опять ни разу не билось. Зато сюжет «памятник Ленину на фоне православной часовни» был исполнен в лучших традициях «блондинки за рулём».
Требовалось впихнуть в маленький экранчик фотоаппарата одновременно: а) Ленина, b) часовню на холмике и c) Надю с карнетом. И всё это — под проливным дождём. На глазах у малость озадаченной нашими манёврами патрульной машины ДПС.
Не знаю, что они там стерегли. Возможно — непорочность сплошной осевой, которая разделяет площадь на две строгие половины. Думаю, гаишникам понравилось шоу…

 

Надо сказать, что по мере приближения к Валдаю дождь усиливался. Мало того, горизонт в том направлении, куда мы стремились, — выглядел вообще страшновато… Время было семь часов вечера, мы попытались вспомнить когда начинается штафное время и не смогли.
Написанное в регламенте и то, что говорили на брифинге, — были немного разные вещи. Собственно, оставшиеся по легенде примерно 80 километров уже были вполне понятны и по карте тоже. Оставалось найти последние три точки, и можно ехать прямиком на финиш.
Немного взгрустнулось. Пустынная дорога. Дождь. Сумерки. Мы — совершенно одни в бесконечной Вселенной… Так остро захотелось хоть с кем-нибудь ещё «услышаться», что мы решили сделать «звонок другу» — послали письмо турецкому султану… э-э-э… оргам. Орги не поддались на провокацию —
их краткий ответ ровно из одного слова («Ждём!») — пресёк дальнейшие поползновения к развёрнутому общению ;-))). Ну что ж… Зато последние три точки были просто прелестны. Жаль, что было очень мокро и очень мало времени полазать там подольше и повдумчивее.

КП 39. Семёновщина. Церковь Святой Троицы и восстановленная часовня Святого Симеона.

Расположена на вершине высокого холма. У ворот церковной ограды проходит дорога Валдай-Демянск. Каменный храм возведён на средства жителей Семёновского погоста в 1799 году. В первоначальном варианте он завершался куполом на световом барабане и был двухпрестольным. В 1859 году по инициативе прихожан здание перестраивалось: увеличен объём за счёт трапезной, колокольни и двух приделов, но сохранена центральная купольная ячейка храма. Церковь сразу стала пятипрестольной: во имя Святой Троицы, преподобного Онуфрия Великого, Симеона Столпника, Всех Святых и Пресвятой Богородицы Тихвинской. Памятник середины XIX века интересен как провинциальный вариант культового здания с необычной пятинефной трапезной. В декоре присутствуют традиции архитектуры эпохи русского классицизма.
(http://sobory.ru)

К сожалению, времени фотографировать не было совсем. Поэтому прилагаю к своим двум не очень удачным фоткам — ещё пару стащенных в интернете (там же, на Соборы.ру);-)))

 

КП 40. Лутовенка. Церковь Иверской иконы Божией Матери.

Построена в 1904 году, на месте деревянной, сгоревшей в 1903 году. Предположительно до 1874 года здесь была часовня при кладбище, обнесённого каменной оградой с воротами. Церковь действовала
до 1937 года, затем была частично разрушена, сняты крест, купол, колокола и внутреннее убранство. Позднее церковь использовалась не по назначению, а под хозяйственные цели как склад зерна и др.
По воспоминаниям местных старожилов рядом с церковью находились две часовни при кладбище, обнесённого металлической решёткой с кирпичными столбами и воротами. Церковь, две часовни, кладбище и
два жилых дома входили в погост Лутовёнка. … Во время войны колокольня церкви использовалась как наблюдательный пункт (деревня была под бомбёжкой, так как в ней находился штаб, а рядом с деревней
на «Мишиной ниве» — аэродром). (http://valday.com)

 

КП 38. Яжелбицы.

Через Яжелбицы издавна пролегала большая дорога, связывающая Москву с Новгородом, а затем с Петербургом. Была установлена почтовая связь — ямская гоньба. Были созданы станции-ямы: в том числе и ям-Валдай, ям-Яжелбицы, ям-Едрово. В конце XVIII века одновременно с бывшею тогда постройкою из Санкт-Петербурга в Москву каменной мостовой дороги… для удобства проезда императрицы в Москву, по случаю коронования Екатерины II были построены Путевые дворцы и гостиницы. Одно из таких строений сохранились в Яжелбицах. Закованный в кандалы, под стражей в 1790 году через Яжелбицы был провезён Александр Николаевич Радищев в ссылку. В его произведении
«Путешествие из Петербурга в Москву» одна из глав была посвящена Яжелбицам, там описаны похороны на Яжелбицком кладбище. (http://ru.wikipedia.org)

Ещё в Яжелбицах есть церковь Александра Невского, которую сейчас восстанавливают. Но мы не видели ничего, кроме постоялого двора, где было КП ;-( Собственно, даже и фоток этого двора, увы, нет.
Только бетонный столб с призмой…

Данные GPS. Выезд из Демянска — поворот на трассу М 10 в Яжелбицах:

Затраченное время: 1 час 4 минуты

Пройденное расстояние: 62 км 500 м

Максимальная скорость: 106 км/ч

Средняя скорость: 59 км/ч

Трасса М 10 встретила нас неласково. Знаменитые валдайские затяжные спуски и подъёмы с трудом просматривались сквозь сплошную стену воды, которую включенные на максимальную скорость дворники были
не в силах согнать со стекла… 26 минут. 28 с половиной километров. Перепад высот — 170 м. Быстрее 98 км/ч разогнаться не удалось… И ВОТ ОН — ФИНИШ!!!!!!!!!

«Где вы так задержались?» — спросил Тимур, с облегчением увидев наконец наш последний (из питерских) доехавший до финиша экипаж… Сказать честно — я так до сих пор и не знаю правильный ответ на этот вопрос… ;-))))

Суммарные данные по треку (от старта до финиша):

Затраченное время: 11 часов 34 минуты 49 секунд

Пройденное расстояние: 522 км 880 м

Максимальная скорость: 148 км/ч

Средняя скорость: 45 км/ч

СПАСИБО ВСЕМ!!! ОРГАМ — ЗА ИНТЕРЕСНУЮ ТРАССУ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПРОВЕДЁННЫЕ ВЫХОДНЫЕ. УЧАСТНИКАМ — ЗА ПРЕКРАСНУЮ КОМПАНИЮ И ЧУВСТВО КОНКУРЕНЦИИ.

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО ДАНЕ ФОНАРЮ ЗА ТО ЧТО УГОВОРИЛ-ТАКИ НА НОЧНУЮ ПОКАТУШКУ В ЛЕСУ!!! В ЛЕСУ БЫЛО ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!

И СПАСИБО МАТУШКЕ-ПРИРОДЕ. ДАВНЕНЬКО Я НЕ ВИДЕЛА ТАКОЙ ГРАНДИОЗНОЙ ГРОЗЫ ;-)))