(c) SMart

Отсюда

Пустопольский Погост.

Часть первая. Вводная.

… Болота и броды Спас-Оскуя остались на фотках и видео, ноги благополучно зажили, душа стала требовать продолжения. Причем, в этом сезоне. Решено — идём, будем ломать старые традиции и создавать новые.

После изучения ближайших окрестностей переключились на более удаленные неохваченные регионы — Вологодчина, Тверская, Владимирская, Московская области. В итоге на стыке двух последних было найдено место, куда еще не ступало «копыто» «лосей» — район Мещёры, территория бывшего военного полигона между станциями Петушки и ШатУра, богатые на разного типа достопримечательности.

Достопримечательности Мещеры. Вид из космоса

По первоначальным замыслам планировался переход от ст. Петушки через базу «Круглец» до Пустопольского погоста (дополнительное описание на сайте «Геокэшинг» — тайник «Заброшенная церковь»), а от него — через бывшее село Илкодино выход в пос. Мишеронский, откуда перемещение автобусом и электричкой в Москву.

В качестве «бонусов» рассматривался вариант захода по дороге в урочище Селище, на оз. Смердячье и на мемориал «Мадьяры».

После долгих дебатов и обсуждений, с учетом короткого светового дня, из достопримечательностей остались Пустопольский погост, церковь в Илкодино и «Мадьяры», а точка старта переместилась в ст. Костерёво (следующая после ст. Петушки в сторону Владимира), что несколько усложнило способ заброски.

Список участников тоже сократился до 6 человек, половина из которых стартовала из СПб, остальная, как обычно, из Мск, причем двое москвичей заезжали с вечера, дабы в полной мере отоспаться на лоне природе.

Пятница, 07.11.08.

… короткая рабочая неделя, традиционые ночные сборы рюкзака, встреча на вокзале, загрузка в поезд, звонок Лешки из другого конца вагона: «Всем спокойной ночи, до встречи в Москве» и, забравшись на верхнюю полку, мы телепортируемся в Москву.

Суббота, 08.11.08.

Утренний туалет (никогда не говорите, что «у нас вагон времени в запасе»), пробежка до Курского вокзала вместо зарядки (так незаметно-незаметно, а стартовый вес рюкзака за 15 кг перевалил), встреча со Славой и билетами, лопнувшая молний на Лешкином рюкзаке перед самой электричкой, «…Осторожно, двери закрываются…», фууу… успели.

Ранний завтрак (бутеры и термос с горячим чаем рулят), перепаковка рюкзаков, «а давайте пожелаем Сереге Харитичу доброго утра… вот он обрадуется… нет? ну ладно, пусть спит…», и народ заваливается спать дальше.

Сонное царство
Сонное царство-2

Прибываем в Петушки, пересаживаемся на Владимирскую электричку, в промежутке — «Обозреваем Окрестности»


ст. Петушки. Церковь

ст. Петушки. Старая водонапорная башня

Выгружаемся в Костерёво, созваниваемся с ребятами (Владимирская область, как оказывается, уже типа роуминг), выдвигаемся в сторону моста через Клязьму, за которым нас ждут Серега и Коля.

По дороге минуем мрачный район с урбанистическими пейзажами

ст. Костерёво. Индустриальные пейзажи

проходим через военный городок с непонятными (явно секретными) отметками на асфальте

Специальные отметки

и выходим к мосту через Клязьму, на противоложной стороне которой виднеется классный пляж с белым песочком. Но купаться как-то пока желания не возникает…


Мост через р. Клязьма
Золотой песочек

Проходим немного дальше и вот уже наши друзья встречают нас рукопожатиями и котелком горячего супа (как будто и не было завтрака час назад)


Сергей Харитич
Николай Морозов

Воссоединившись, наша группа, теперь уже в полном составе, выдвигается к намеченной цели. Впереди полтора дня до обратного поезда и примерно полсотни километров неизвестности.

Вначале мы довольно бодро топаем по «Костеревскому хайвею» (грейдер-Костерево-Мишеронский)(«…эх… говорил я Серёгам — надо брать велосипеды…» (АЛ))»


Костеревский хайвей

периодически отдыхая на заботливо расставленных однотипных скамеечках, выкрашенных с военной педантичностью в одинаковый красный цвет, наблюдая разнообразные предупреждения из серии «Берегите лес от пожара»… впрочем, не только лес, но и ИХ



Берегите ИХ...

Упираемся в «озаборенную территорию» в районе высоты 139.9, за которой виднеется КПП и забор с прожекторами. Грейдер сворачивает на запад, карта показывает примерно тоже самое, топаем туда.

Топается бодро, погода способствует (ясно, легкий морозец), хотя периодически встречются участки сыпучего песка и локальная ломачча, оставленная местными лесовозами


Ломачча

а также аккуратно наведенные мостики, речки, кабаньи следы в большом количестве и зимние пейзажи вокруг.


Мостик
Почти зима

По дороге попадались следы присутствия «хомо-милитаристикус» в виде разного рода «спецобъектов»

Спецобъект

Для тех, кто не понял


и брошенной «спецтехники».


ех-Автобус


Двигаемся с опережением графика и где-то часам к двум дня добираемся до ключевой точки «лесничество», где надо сворачивать с грейдера-«хайвея» в лес.

Расслабившись после относительно легкого маршрута, начинаем строить «громадьё планов» на вечер и следующий день. «…кидаем рюкзаки, налегках бежим до Пустополя, осталось 4 км где-то… час на дорогу, там обед, полчасика на осмотр, и бегом в Илкодино, которое надо сделать до вечера…».

Хе. Три раза хе.

Первый брод показал, что мы несколько поторопились с планами на вечер. Разлив Протяженностью метров в 100, обходим по лесу, продираясь сквозь густой кустарник и проламывая лед на подмерзшем болоте.


Переправа переправа, берег левый...
Главный лось
Акробатика с рюкзаком

Не бросай меня в терновый куст

Разноцветные люди

Делаем внеочередной привал около поляны, где раньше была деревня, ликвидированная в 53-м году после создания полигона.Пытаемся с помощью километровки 79-го года и GPS-а найти пропавшую дорогу. Часть народа пользуется передышкой для отдыха, другая осматривает окрестности…


Привал. АЛ
Привал-2

О деревне напоминает только старый колодец. Если заглянуть внутрь, то под новыми бетонными кольцами виден старый деревянный сруб.


Тут была деревня
Старое и новое

Тростиночка на ветру

Находим дорогу, идущую в нужном направлении, бодро топаем по полю. На окраине леса видим полянку, засеяную овсом, разбросанные куски хлеба и прочие приманки, а чуть дальше — охотничья «заимка» на деревьях. Охотничий заказник, однако…


Охотничьи угодья

Охотники начеку

Дорога становится все менее и менее читаема, наконец она упирается в кустарник, за которым журчит речушка, и теряется вообще. Поиски дороги не приводят к успеху, принимаем решение выходить по азимуту к забитой в GPS точке, где «точно должна быть дорога». А до конечной цели остается все теже 2 км, что и час назад, а стрелка часов переваливает за три часа… еще немного и начнет темнеть, тогда — все, ночевать тут… хорошо, что порешили не бросать рюкзаки у «лесничества»…

Долго продираемся сквозь кустарник, вываливаемся на какую-то дорогу. Пытаемся определиться — на карте такой нет… топаем по направлению, минуем еще пару разливов, выходим к перекрестку дорог, на дереве видим прибитую деревянную табличку «Храм». Указателя, куда именно следовать, нет. Ладно, осталось с километр, найдем сами.

Естественно, из двух дорог выбирается наисложнейшая.

Сперва дорога превращается в заросшую просеку, потом — в тропинку, потом — как обычно исчезает вообще. 500 метров до цели, азимут известен, ломим… ломим… ломим… и вот, наконец, цель достигнута, глазастый Серега обнаруживает еле-видимый через заросли кустарника силуэт церкви. Последний рывок, поляна, дорога, проходящая через нее, привет Пустопольский погост. Время — начало пятого… как и было запланировано вначале.

Принимаем решение забить на полноценный обед, ограничиться перекусом и бонусами, осмотреть место и до темноты попробовать выбраться на «большую дорогу». Форсирование бродов в темноте не улыбает. Сбрасываем рюкзаки, выдвигаемся на осмотр.

Церковь Рождества Богородицы, 1832 г.


Пустопольский погост. Издалека
Пустопольский Погост. Фасад

Памятная табличка
Решетка

Колонада
Колокольня. Внутри

Собор
Шпиль?
Внутри

Типа окно
Навес

Колокольня. Вид из внутренних помещений
Решетка-3

Развалины
Кладбище

Начинает темнеть. Хватаем рюкзаки, перекусываем моими «бонусами», пошагали.

Дорожка, тракторная колея, болотина, развилка… пробежали в одну сторону — не то, топаем в другую сторону, направление вроде верное, километра два до знакомых мест, но тут дорога начаинает загибаться, загибаться и уводит куда-то в болото. Перспектива ломить в темноте по азимуту как-то не радует.

Натыкаемся на местных охотников, общаемся, проводим рекогносировку, возвращаемся с ними обратно до самой первой развилки… дубль два… топаем, выходим на перекресток к табличкой «собор». Дальше есть трек, потопали.

Хрустя льдом обходим замерзшие разливы на дороге… в свете налобников все выглядит совсем не так, как днем… но умудряемся особо не начерпать.

Вот тут мы «вышли из лесу»… дорога идет дальше, направление пока похоже на правду. Пару раз тупим на перекрестках, тыкаемся туда-сюда, в итоге выходим к полю с колодцем но с другой стороны, нежели заходили в него. Это нам стОило минимум часа 2…

Выходим к первому броду. Пробираться через кустарник желания не возникает, решаем обходить с другой стороны.

Узкая полоска суши, с одной стороны — залитая дорога, с другой стороны — разлив речки… помогая друг другу перепрыгиваем через промоины. Уф, вышли… последний рывок — привет, грейдер и знакомая скамейка.

Корректируем дальнейшие планы. Решаем заночевать тут а утром добраться до Илкодино.

Народ отправляется на ближайшую полянку ставить палатки и кочегарить горелки. Беру котлы и топаю за водой… эх, нелегка ты жизнь дежурного по кухне…

Пока народ ставится и занимается лесоповалом мы разводим костер и начинаем готовить гречку. Из рюкзаков появляются запасы, припасы и прочие бонусы. «…три или четыре банки тушенки класть? Спрашиваешь… клади ВСЕ…». Умяв котелок каши (кто там возмушался по поводу 100 грам крупы на человека?… типа много будет… в самый раз… пусть лучше лопнет проклятое брюхо, чем пропадет драгоценный продукт и… да здравствует двойная ДОБАВКА…) и котелок чаем, совершаю очередное паломничество за водой… Мдя.. мытье котлов в ледяной воде это еще то удовольствие, но мысль о теплом костре и горячем чае греет и заставляет судорожно сжимать замерзшими пальцами жесткую губку…

Еще один котелок чая… становится хорошо и тепло…как будто не было этих 35 км… мда… попетляли изрядно.

Вечерний туалет, переодеваемся, ныряем в теплую спарку. Отбой, всем СПАТЬ!

Воскресенье, 09.11.08

Утро начинается со стука топора — дежурные разводят костер… Последние минуты блаженства в теплом спальнике… стандартная шутка «…а, может, ну его, это Илкодино… еще пару часов подрыхать и прямиком неторопясь в Мишеронь…», солнце, легкий бодрящий морозец, зандивевшие палатки и поле


Мороз и солнце. Иней на палатке
Болотные пейзажи

Ароматная кашка с сухофруктами на завтрак (сушеная вишня — это вкусно), новая порция бонусов, очередной котелок чая… зачистка территории…пара групповых фото на память


Групповое фото
Групповое фото-1


и мы выдвигаемся дальше в сторону Илкодино. Впереди — примерно 25 км и 7 часов до автобуса… Понеслась.

Очередная пробежка по уже подмороженому грейдеру, сворачиваем в лес. Поплутав по дорожкам-просекам и полям наконец выходим на нужную дорогу, которая даже отмечена на карте. Но впереди нас ждал «подарок из Африки»… от «братьев наших меньших — а именно, бобров. Да простит меня Гринпис, но фразу «убей бобра-спаси дерево» за последующий час вспоминали все и не по одному разу.

Сначала дорога превратилась в разлив, покрытый корочкой льда.


Приплыли

Зима


Сперва на разведку дороги отправился Лешка, потом ему вслед умчался Коля с топором, прооубать проход через заросли кустарника. Остальные воспользовались минуткой для отдыха


Ждем результаты разведки

и переобувания в «боевую обувку»,


В бой вступает тяжелая артиллерия

ибо удастся ли обойтись без купания не знал никто… Лешка еше с треском продирался к тому берегу…

Авангард благополучно достиг противоположного берега, выдвигаемся вслед за ним. Благополучно минуем прорубленный проход, придержиавясь друг за друга топаем по бобровой плотине. Шаг влево, шаг вправо… перепад высот порядка полуметра… невольно задаешься вопросом — каких же трудов стоило сделать ТАКОЕ..


Прорубаясь сквозь кустарник
Заросли

Шаг влево, шаг вправо...
Нерукотворная плотина

Вот она, «причина засора». Где то там, наверное, спят «виновники торжества».


Виновники торжества
БоброХатка

Отдышавшись, топаем дальше. Потеряная дорога находится немного дальше в глубине поля.
Пройдя до леса делаем очередной привал, переобуваемся, и тут из недр Лешкиного «экспедиционника» на свет появляется что? Правильно, заветный мешочек с очередной порцией бонусов. Вот он:


Мешочек с бонусами

После такого нам не страшен ни очередой разлив, который приходится обходить по лесу,


Направления

ни оставшиеся до цели километры и вот мы выбегаем на поляну, на которой раньше располагалось село Илкодино.

Церковь Рождества Христова, ур. Илкодино, 1841 год


Илкодино. Вид с дороги-2
Илкодино. Вид с дороги

Вход
Свод купола

Слава и флюгер
Водосток
Решетка

Остатки фресок

Выход в лес

Выход
Небо

Каркас
Шиповник

Закончив осмотр, выдвигаемся в сторону Мишеронского. 3 часа времени и 15 км отделяют нас от цивилизации. Обед снова откладывается, на этот раз — до электрички. Руки в ноги, ПОМЧАЛИ.

Снова дороги, любимый грейдер, разливы рек, березовые рощи на горизонте, белый песок и сосновые леса вокруг…


Грейдер
Березовая роща

Не мог пройти мимо


Раритет

В коллекцию

Уже в сумерках выходим к мемориалу «Мадьяры»


Мадьяры. Памятник

Вот и поселок. Здравствуйте, люди, неразрушенные дома, машины…

Пожарная вышка на границе леса навевает детские дачные воспоминания…


Пожарная вышка

Мишеронский — поселок контрастов.Судите сами:


Контрасты
Контрасты-2

Выходим на центральную площадь. Автобусная остановка, местный отзывчивый абориген охотно делится информацией по расписанию, стоимости проезда (грамотный подход,кстати, 47 р стоит автобус, 50 стоит маршрутка…). Минут через 10 подходит автобус (MS Sprinter), загружаемся… о, блин… вот он минус больших рюкзаков — попадют под категорию «багаж» со всеми вытекающими… ладно, мелочи… поехали.

пос. Мишеронский. Вместо окончания.


И этим все сказано

Вот и ШатУра. После теплого автобуса ноги отказываются идти категорически. Добредаем до ж/д вокзала… пи-пи-пи… электричка ушла минут 20 назад… следующая — та, на которую мы ориентировались изначально, будет через полтора часа…

Но нет худа без добра, как известно. На вокзале находится буфет с горячим чаем и мороженым, из рюкзаков достаются остатки припасов…колбаса, четыре банки рыбных консервов (наши два пропущенных обеда… надо наверстывать упущенное…)… так что эти полтора часа были проведены с пользой для тела… или тела… кому как нравится.

Грузимся в изрядно забитую электричку, дремлем до Москвы.

Казанский вокзал, высаживаемся, прощаемся с друзьями, последний рывок на негнущихся ногах через переход и площадь на Ленинградский вокзал, очередной телепорт длиною в ночь и — здравствуй, серое питерское небо, традиционный ветер и моросящий дождь, + 5 по цельсию.

Дома.

Краткое резюме

Пройдено: 60 км

Время в дороге (с привалами): ~ 18 часов

Из них чистого ходового — на память не помню… гляну в наФигатор — скажу точнее

Средняя скорость — примерно 3,5 км/ч… неплохо